ВВЕДЕНИЕ
В наш век передача звуковой информации с помощью технических средств играет все более возрастающую роль буквально во всех областях социальной жизни, науки и культуры. Причем если при непосредственном восприятии звука цепочка передачи информации состоит из двух звеньев: исполнитель – слушатель, то при прослушивании через электроакустический тракт к этой цепочке добавляется звукорежиссер, который при помощи современных технических средств должен передать не только искусство исполнения, но и ощущение окружающей обстановки (акустики зала или обстановку сценического действия). Однако при этом ему приходится учитывать специфику восприятия звука. Звуковую информацию звукорежиссеру приходится соответствующим образом обрабатывать, а с этой задачей можно справиться, только хорошо зная фундаментальные физические законы, математический аппарат, законы звукопередачи, основы электротехники и электроники, психофизиологию человеческого слуха. На первый взгляд может показаться, что физика, наука и техника очень далеки от музыки – самой возвышен¬ной из всех форм искусства. Однако такое утвержде¬ние вряд ли справедливо. Для многих ученых музыка служит своего рода отдыхом и вторым любимым за¬нятием. Многие из них сами являлись превосходными исполнителями (Эйнштейн, например, играл на скрипке; Эренфест и Больцман играли на фортепиано; Галилей, Ньютон, Д’Аламбер и Гельмгольц внесли большой вклад в теорию гармонии). Место физики в общечеловеческой культуре лучше всего выражают слова Р. Фейнмана: «Физическое представление о мире составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи». Исторически акустика развивалась как ветвь механики. Ведь еще Пифагор обнаружил, что длины струн, которые настроены на гармонические интервалы – октавы, квинты и т. д., при прочих одинаковых условиях относятся между собой, как 1:2, 2:3 и т.д. Это от¬крытие было первым примером установления числовых свя¬зей в природе и привело к мысли, что математический анализ может служить хорошим инструментом в понимании природы. Древние греки связывали появление звука со сжатием и разрежением воздуха. В 1638 г. Галилей устанавливает частоту как фи¬зический коррелят ощущения высоты тона, характе¬ризует относительную высоту двух звуков посредством отношения их частот. Марен Мерсенн в то же время дает первое абсолютное определе¬ние числа колебаний, открывает, что струна в большинстве случаев одновременно с основным тоном дает еще гармонические обертоны. Зависимость скорости звука от сжимаемо¬сти и плотности воздуха определил Ньютон, хотя его формула была подтверждена опытом лишь в 1826 г., когда Лаплас заменил изотермическое сжатие адиабатическим. Эрнст Фридрих Хладни в 1802 г. противопоставил давно известным поперечным колеба¬ниям струн и стержней продольные и крутильные ко¬лебания. Проводимость звука жидкостями долгое время оспаривалась из-за мнимой их несжимаемости, не¬смотря на прямое наблюдение, сделанное в 1762 г. Вениамином Франклином. Но в 1827 г. Жан Даниэль Колладон и Якоб Франц Штурм дали убедительное до¬казательство распространения звука в воде, опреде¬лив скорость звука в Женевском озере. В дальнейшем в течение XIX столетия физическая акустика все больше превращалась в учение об упру¬гих волнах. Из оптики в нее были введены идеи интер¬ференции, дифракции и рассеяния на препятствиях. Принцип Доплера, возникший в 1842 г. как оптиче¬ская идея, нашел свое первое подтверждение в изменениях высоты воспринимаемых тонов. Аналитический метод Фурье, созданный первоначально для решения про¬блемы теплопроводности, применяется с огромным успехом для изучения звуковых волн, тем более что разложение любого периодического колебания на синусоидальные колебания соответствует непосред¬ственной психологической реальности; как установил в 1843 г. Симон Ом ухо может воспринимать эти колебания в отдельности. Если же это не удается, то эти синусоидальные колебания опре¬деляют тембр звучания в смеси тонов, как это подчерк¬нул Гельмгольц в своем «Учении о звуковых ощуще¬ниях» (1862). Большие технические задачи встали перед акусти¬кой после того, как в 1861 г. Филипп Рейс и в 1875 г. Александр Грехем Белл изобрели телефон, а в 1878 г. Давид Юз существенно улучшил микрофон Рейса. Возникла возможность более совершенной передачи человеческих голосов и музыкальных звуков посредством электрики. Появляется электроаку¬стика. Краткий курс физики для ВУЗов искусств соответствует программе дисциплины «Физика звука», читаемой автором в Луганском государственном институте культуры и искусств студентам специальности «Звукорежиссура». Основная задача курса – дать представление о физике в целом, сформировать целостную физическую картину мира, заложить основы будущей профессии. Учебное пособие включает основные сведения по следующим разделам: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, колебания и волны, оптика. Отдельные подразделы носят исключительно справочный характер. Ядром курса являются рассматриваемые вопросы физики звука, физиологической акустики и спектрального (гармонического) анализа. Приводятся данные о звуковом поле и величинах его характеризующих. Делается упор на суть проблемы, преследуется цель понимания вводимых понятий и смысла физических законов, а также установления областей их действия и применения. Приведенные решенные задачи дополняют и углубляют теоретический материал, способствуют более детальному пониманию тем. Математические знания, необходимые для пользования пособием, соответствуют уровню курса высшей математики, который читается студентам ЛГИКИ одновременно с курсом «Физика звука». При написании книги в основу ее положены конспекты лекций, прочитанных автором студентам ЛГИКИ по данному курсу, а также использованы отдельные литературные источники, приведенные в библиографическом списке в конце пособия. В переработанном виде включено некоторое количество задач из сборников по физике для высшей школы.
|