ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Пятница, 24.11.2017, 22:26
Меню порталу
Категории раздела
Дослідження з питань впровадження ДО [2]
Дистанційна освіта, проблеми впровадження новацій в освіту
Розвиток творчості [1]
Фізико-технічні дослідження [5]
Наше опитування
Що на ваш погляд є причиною низької популярності дистанційної освіти (ДО) в Україні?
Всего ответов: 22
Корисні посилання
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Міністерство України у справах сім'ї, молоді та спорту

НАН України

Державний департамент інтелектуальної власності

Луганська облдержадміністрація

Управління у справах сім'ї, молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Луганська обласна рада

Державна соціальна служба для сім'ї, дітей та молоді

Президент України

Урядовий портал

Верховна Рада України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Українські свята
Праздники Украины
Статистика



Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Фізико-технічні дослідження

Навчальний посібник "Стислий курс фізики для ВНЗ мистецтв"
12.02.2011, 18:19
ВВЕДЕНИЕ
В наш век передача звуковой информации с помощью технических средств играет все более возрастающую роль буквально во всех областях социальной жизни, науки и культуры. Причем если при непосредственном восприятии звука цепочка передачи информации состоит из двух звеньев: исполнитель – слушатель, то при прослушивании через электроакустический тракт к этой цепочке добавляется звукорежиссер, который при помощи современных технических средств должен передать не только искусство исполнения, но и ощущение окружающей обстановки (акустики зала или обстановку сценического действия). Однако при этом ему приходится учитывать специфику восприятия звука. Звуковую информацию звукорежиссеру приходится соответствующим образом обрабатывать, а с этой задачей можно справиться, только хорошо зная фундаментальные физические законы, математический аппарат,  законы звукопередачи, основы электротехники и электроники, психофизиологию человеческого слуха.
На первый взгляд может показаться, что физика, наука и техника очень далеки от музыки – самой возвышен¬ной из всех форм искусства. Однако такое утвержде¬ние вряд ли справедливо.  Для многих ученых музыка служит своего рода отдыхом и вторым любимым за¬нятием. Многие из них сами являлись превосходными исполнителями (Эйнштейн, например, играл на скрипке;  Эренфест и Больцман играли на фортепиано; Галилей, Ньютон, Д’Аламбер и Гельмгольц внесли большой вклад в теорию гармонии). Место физики в общечеловеческой культуре лучше всего выражают слова Р. Фейнмана: «Физическое представление о мире составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи».
Исторически акустика развивалась как ветвь механики. Ведь еще Пифагор обнаружил, что длины струн, которые настроены на гармонические интервалы – октавы, квинты и т. д., при прочих одинаковых условиях относятся между собой, как 1:2, 2:3 и т.д. Это от¬крытие было первым примером установления числовых свя¬зей в природе и привело к мысли, что математический анализ может служить хорошим инструментом в понимании природы. Древние греки связывали появление звука со сжатием и разрежением воздуха.
В 1638 г. Галилей устанавливает частоту как фи¬зический коррелят ощущения высоты тона, характе¬ризует относительную высоту двух звуков посредством отношения их частот. Марен Мерсенн в то же время дает первое абсолютное определе¬ние числа колебаний, открывает, что струна в большинстве случаев одновременно с основным тоном дает еще гармонические обертоны. Зависимость скорости звука от сжимаемо¬сти и плотности воздуха определил Ньютон, хотя его формула была подтверждена опытом лишь в 1826 г., когда Лаплас заменил изотермическое сжатие адиабатическим. Эрнст Фридрих Хладни в 1802 г. противопоставил давно известным поперечным колеба¬ниям струн и стержней продольные и крутильные ко¬лебания. Проводимость звука жидкостями долгое время оспаривалась из-за мнимой их несжимаемости, не¬смотря на прямое наблюдение, сделанное в 1762 г. Вениамином Франклином. Но в 1827 г. Жан Даниэль Колладон и Якоб Франц Штурм дали убедительное до¬казательство распространения звука в воде, опреде¬лив скорость звука в Женевском озере. В дальнейшем в течение XIX столетия физическая акустика все больше превращалась в учение об упру¬гих волнах. Из оптики в нее были введены идеи интер¬ференции, дифракции и рассеяния на препятствиях. Принцип Доплера, возникший в 1842 г. как оптиче¬ская идея, нашел свое первое подтверждение в изменениях высоты воспринимаемых тонов. Аналитический метод Фурье, созданный первоначально для решения про¬блемы теплопроводности, применяется с огромным успехом для изучения звуковых волн, тем более что разложение любого периодического колебания на синусоидальные колебания соответствует непосред¬ственной психологической реальности; как установил в 1843 г. Симон Ом ухо может воспринимать эти колебания в отдельности. Если же это не удается, то эти синусоидальные колебания опре¬деляют тембр звучания в смеси тонов, как это подчерк¬нул Гельмгольц в своем «Учении о звуковых ощуще¬ниях» (1862). Большие технические задачи встали перед акусти¬кой после того, как в 1861 г. Филипп Рейс и в 1875 г. Александр Грехем Белл изобрели телефон, а в 1878 г. Давид Юз существенно улучшил микрофон Рейса. Возникла возможность более совершенной передачи человеческих голосов и музыкальных звуков посредством электрики. Появляется электроаку¬стика.
Краткий курс физики для ВУЗов искусств соответствует программе дисциплины «Физика звука», читаемой автором в Луганском государственном институте культуры и искусств студентам специальности «Звукорежиссура». Основная задача курса – дать представление о физике в целом, сформировать целостную физическую картину мира, заложить основы будущей профессии. Учебное пособие включает основные сведения по следующим разделам: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, колебания и волны, оптика. Отдельные подразделы носят исключительно справочный характер. Ядром курса являются рассматриваемые вопросы физики звука, физиологической акустики и спектрального (гармонического) анализа. Приводятся данные о звуковом поле и величинах его характеризующих. Делается упор на  суть  проблемы,  преследуется  цель  понимания  вводимых понятий и смысла физических законов, а также установления областей  их  действия и применения. Приведенные решенные задачи дополняют и  углубляют теоретический  материал, способствуют более детальному  пониманию тем. Математические знания, необходимые для пользования пособием, соответствуют уровню курса высшей математики, который читается студентам ЛГИКИ одновременно с курсом «Физика звука».
При написании книги в основу ее положены конспекты лекций, прочитанных автором студентам ЛГИКИ по данному курсу, а также использованы отдельные литературные источники, приведенные в библиографическом списке в конце пособия. В переработанном виде включено некоторое количество задач из сборников по физике для высшей школы.
Категория: Фізико-технічні дослідження | Добавил: voronkin
Просмотров: 1510 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
RSS-новини
Пошук
Друзі порталу
Вища школа
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2017 Конструктор сайтов - uCoz