ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Четверг, 21.09.2017, 19:48
Меню порталу
Категории раздела
Дослідження з питань впровадження ДО [53]
Технології дистанційної освіти, інноваційні методи навчання, ІКТ в ВНЗ
Фізико-технічні дослідження [7]
мікро-, нано-, оптоелектроніка; акустика; технічна електроніка
Гуманітарні дослідження [2]
Філософія державного управління, соціокультурні дослідження
Розвиток творчості [11]
Методика преподавания естественнонаучных дисциплин [2]
Наше опитування
Як часто ви користуєтесь інтернетом?
Всего ответов: 21
Корисні посилання
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Міністерство України у справах сім'ї, молоді та спорту

НАН України

Державний департамент інтелектуальної власності

Луганська облдержадміністрація

Управління у справах сім'ї, молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Луганська обласна рада

Державна соціальна служба для сім'ї, дітей та молоді

Президент України

Урядовий портал

Верховна Рада України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Українські свята
Праздники Украины
Статистика



Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дослідження з питань впровадження ДО

Воронкин А.С. Управление качеством дистанционного образования
 

В пространстве любого высшего учебного  заведения независимо от модели его функционирования и развития, объективно существуют и взаимно пересекаются  такие сферы деятельности, как научная, образовательная, методическая, административная  и общественная. Сегодняшний уровень науки и техники формирует технологическую и информационную среду. Можно утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий, и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.

На протяжении трех последних десятилетий дистанционное образование (ДО) стало одним из важнейших элементов системы высшего образования многих стран. С одной стороны, это обусловлено развитием информационно-коммуникационных технологий, а с другой - политикой правительств этих стран.

Дистанционное образование – новая форма обучения, идеология которой наиболее точно соответствует принципам современного образования: "образование для всех" и "образование в течение всей жизни". Целью образования является создание соответствующих условий для развития, самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни, а главной функцией виртуального педагога – создание условий для того, чтобы учебный процесс стал творчеством личности, которая бы сама осуществляла свое обучение.

Информационная образовательная среда – это совокупность организационно-педагогических, дидактико-психологических и информационно-коммуникационных мероприятий, которая должна способствовать целостному профессиональному, интеллектуальному, культурному, духовному и социальному развитию личности.

Именно web-технологии позволяют реализовать ДО в режиме реального времени и максимально приблизить процесс обучения территориально отдаленных студентов к условиям обучения заочной формы и, даже, стационарной. С использованием Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации. Обучение при этом стало интерактивным, возросло значение самостоятельной работы студентов. Программное обеспечение должно обеспечивать возможность выбора учащимися преподавателей, у которых они желают проходить обучение. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих ВУЗов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.

На сегодняшний день существует большое количество программных платформ для организации дистанционного обучения в сети Internet (Moodle, OLAT, ATutor, Ilias, Claroline, Docebo, Wordcircle, Dokeos), отличающиеся между собой возможностями, технологиями реализации, защищенностью, эргономичностью и т. п. Анализ характеристик систем Moodle, ATutor и Ilias приведен в [1]. Разработанные автором дистанционные курсы («Физические принципы образования, распространения, регистрации и анализа звуковых колебаний», «Микроэлектронные усилители специального назначения») и электронный учебник  «Микроэлектронные усилители измерительных устройств» успешно внедрены в учебный процесс, и размещены в платформе Moodle Украинского института информационных технологий в образовании Национального технического университета "Киевский политехнический институт” и Харьковского национального университета радиоэлектроники [2-4]. Электронный учебник «Микроэлектронные усилители измерительных устройств», презентованный Восточноукраинским национальным университетом имени Владимира Даля был награжден почетным дипломом на XII Международной выставке учебных заведений  «Современное образование в Украине – 2009».

Программа поддержки дистанционного образования должна обеспечивать возможность учащимся использовать в процессе обучения следующий набор основных функций: доступ в электронную библиотеку ВУЗа, общение с преподавателем (чаты), работа в телеконференциях, консультации, общение со студентами своей виртуальной учебной группы, доступ к доске объявлений электронного деканата, доступ к своему личному делу и ряд других. При реализации курсов в системе ДО следует учитывать: а) качества интеллекта студентов, б) недостаток знаний, умений, навыков связанных с недоработкой студентами учебного материала, в) их возможное отрицательное отношение к отдельным дисциплинам (разделам) курса, г) неадекватную самооценку. В настоящее время продолжают разрабатываться методики создания электронных учебников, в которых уделяется внимание вопросам широкого использования мультимедийных технологий, повышения эффективности тестирующих систем, учета психологических факторов при обучении и др.

На протяжении ряда последних лет в системе образования Украины проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований (Ukrainian Research and Academic Network, Electronic Media Resource Centre Ukraine, Ukrainian Distance Learning System, Украинский институт информационных технологий в образовании НТУУ "Киевский политехнический институт” и др.). Стремление объединить систему образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать открытое образовательное пространство.

К информационным ресурсам информационно-образовательной среды системы открытого образования следует отнести  текстовые материалы, компьютерные обучающие программы, математические модели, мультимедиа продукты образовательного направления, результаты экспериментальных исследований, справочные данные и другие, отражающие научную деятельность ВУЗа.

К объективным факторам, влияющим на качество реализации профессиональных обязанностей преподавателя высшей школы, следует отнести:  1) систему и уровень подготовки преподавателя как лектора, организатора занятий, консультанта и экзаменатора; 2) материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; 3) профессиональную психолого-педагогическую компетентность преподавателя  в работе со студентами.

Основными сторонами, заинтересованными в качественной работе преподавателей, являются  будущие специалисты – студенты, а также предприятия, в которых будут трудоустроены выпускники, государство и общество в целом. Общество через спрос на выпускников на рынке труда доводит до высшей школы свои потребности и контролирует уровень подготовки специалистов. Престиж университета зависит от того, куда устраиваются на работу его выпускники.

Сложность разработки средств и методов дистанционного обучения заключается в том, что средство есть лишь одним из компонентов системы высшего образования вместе с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью преподавателей и студентов. Все эти звенья взаимосвязаны и изменение одного из них обуславливает изменения всех других.

Управление качеством дистанционного учебного процесса многогранная проблема [5]. Управление качеством в настоящее время ориентировано только на процесс – разработку учебно-методических материалов и подбор педагогического состава. Важное место следует отвести вопросам оценки и контроля качества учебного процесса [5]. Создание адекватной системы управления качеством ДО требует последовательного решения следующих задач: определение целей в области качества образования, требований рынка труда и потенциальных работодателей, разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие виртуального университета, осуществление контроля, доработка нормативно-правовой базы по использованию и охране интеллектуальной собственности, создание единого информационно-образовательного пространства ВУЗов Украины.

Необходимость создания единого информационно-образовательного пространства ВУЗов продиктована возможностью получения свободного доступа к новейшим учебно-методическим материалам и максимальным удовлетворением образовательных потребностей учащихся.

Выполненная работа была отмечена Дипломом института инновационных технологий и содержания образования  Министерства образования и науки Украины  на  I-ом всеукраинском Фестивале педагогических инноваций в номинации «Инновации в организации непрерывного повышения квалификации педагогических работников».

Список литературы

  1. Воронкін О.С. Організація дистанційних технологій навчання на основі комп’ютерних інформаційних систем ВНЗ Украины // Электронное издание «Вестник Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля». №6Е. – Киев: Нац. библиотека Украины им. В.И. Вернадского, 2009. – Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/e-journals/Vsunud/2009-6E/09vosnzu.htm.
  2. Воронкін О. С. Фізичні принципи утворення, розповсюдження, реєстрації та аналізу звукових коливань [Электронный ресурс] : дистанц. курс /  Алексей Сергеевич Воронкин. – 30,5 MB. – Киев: УИИТО НТУУ "КПИ”, 2009. – Режим доступа: http://moodle.udec.ntu-kpi.kiev.ua/moodle/course/view.php?id=111.
  3. Воронкін О. С. Мікроелектронні підсилювачі спеціального призначення [Электронный ресурс] : дистанц. курс /  Алексей Сергеевич Воронкин. – 13,8 МВ. – Харьков: Центр технологий дистанционного образования Харьковского нац. ун-та радиоэлектроники, 2009. – Режим доступа:http://www.dl.kture.kharkov.ua/ course/view.php?id=1335.
  4. Воронкін О.С. Мікроелектронні підсилювачі вимірювальних пристроїв [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Алексей Сергеевич Воронкин. – 8,2 МВ. – Киев: УИИТО НТУУ "КПИ”, 2008. – Режим доступа: http://moodle.udec.ntu-kpi.kiev.ua/moodle/course/view.php?id=83.
  5. Кузьмичев В.С. Стратегия формирования в Самарском государственном аэрокосмическом университете внутривузовской системы управления качеством образования / В.С. Кузьмичев, В.А. Колпаков, А.М. Ланский, В.Н. Самсонов // Мониторинг качества образования: Вестн. учеб.-метод. совета Самар. гос. ун-та, 2006. – С. 14–18.


Источник: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2010/C01/V1/038.pdf
Категория: Дослідження з питань впровадження ДО | Добавил: voronkin (29.10.2010) | Автор: Воронкин Алексей Сергеевич E W
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
RSS-новини
Пошук
Друзі порталу
Вища школа
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2017 Конструктор сайтов - uCoz