ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Пятница, 26.04.2024, 13:29
Меню порталу
Пошук
Категории раздела
Дослідження з питань впровадження ДО [53]
Технології дистанційної освіти, інноваційні методи навчання, ІКТ в ВНЗ
Фізико-технічні дослідження [7]
мікро-, нано-, оптоелектроніка; акустика; технічна електроніка
Гуманітарні дослідження [2]
Філософія державного управління, соціокультурні дослідження
Розвиток творчості [11]
Методика преподавания естественнонаучных дисциплин [9]
Друзі порталу
Вища школа
Корисні посилання
МОН України

ДНУ "ІМЗО"

НАПН України

НАН України

Якість освіти

Educational Era

Нова українська школа

Університет менеджменту освіти

Педрада (портал освітян України)

Луганська облдержадміністрація

Управління молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Законодавство України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Наше опитування
Як часто ви користуєтесь інтернетом?
Всего ответов: 22
Статистика


Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Гуманітарні дослідження

Корниенко Р.Н. Актуальные вопросы биоэтики в эпоху новейших технологий
Р.Н. Корниенко, студ. гр. МЗР-2 ЛГИКИ
науч. рук. - А.С. Воронкин

Тенденции научно-технического развития ХХ–XXI вв. привели к появлению новых технологий. В их числе особую роль играют биомедицинские  технологии, которые создали возможности изменения природы человека [3, c. 4 – 7; 4, c. 42]. Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий. В центре биоэтики – проблема границ между экзистенциальным и девиантным,  природным и искусственным, живым и мертвым. Актуальность темы исследования определяется утратой прежнего «естественного» понятия о человеке, «размыванием» его образа и трансформацией организма в материал для биомедицинских манипуляций. Важнейшими вопросами биоэтики сегодня являются:

эвтаназия – вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни [1, c. 265 – 293];

пересадка органов, гомотрансплантация и аллотрансплантация – возможность прижизненного изъятия органов, использования органов от умерших людей;

ксенотрансплантация – возможность пересадки органов от животных;

аборт вопрос о возможности проведения медицинского аборта. Законодательно разрешается в разных странах по-разному [1, c. 219]. Следует учитывать и религиозную мораль этого вопроса [1, c. 215];

клонирование, использование стволовых клеток. Для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани, в связи с чем, в некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели; 

проведение клинических испытаний (фармакологических). В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение согласия пациента или волонтёра [1, c. 183 196];

суррогатное материнство. Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах Европы (например, в Германии), но разрешена в России и  Украине;

евгеника. Данные о геноме человека составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности – для учёта этих данных при страховании.

Взаимоотношение врача и больного – не просто обмен сведениями, это часть лечения, а значит, одной из биоэтических проблем является взаимное доверие врача и пациента, примером может служить эффект плацебо (биологически инертное вещество, которое врач дает больному в качестве биологически активного). Другой проблемой биоэтики является синдром эмоционального выгорания. По К. Маслач эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализация и снижение личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами социально значимых профессий. По материалам журнала «Клиническая и социальная психиатрия» 40% врачей имеют те или иные признаки синдрома эмоционального выгорания.

Еще одной важнейшей проблемой является соответствие бурного развития биомедицины принципу уважения человеческой личности. Сам факт существования личности дает ей право на уважение. Следовательно, уважая человека, экспериментировать с ним можно лишь при его ясно выраженном добровольном согласии. Полагая также, что потребность  бесплодных супружеских пар в детях морально оправдывает опыты оплодотворения in vitro и что трансплантация органов делает моральным императивом ее некоммерциализацию. Это означает, что тело вместе с его биологическими функциями надо включать в понимание личности.

Принципы биоэтики заставляют воспринимать личность не как сверхприродную сущность, а как реальность нашего мира, эволюционирующую исторически. Никогда вопрос о духовном содержании личности не становился столь актуальным и дискуссионным, как в последнее время. В эмоциональных дискуссиях о развитии молекулярной биологии и нейрофизиологии, о практике искусственного оплодотворения и генетических тестов мы затрагиваем проблемы, связанные как с природой человека, так и с достижениями технологий. Мы сталкиваемся с необходимостью внимательно следить за открытиями биологии, новейшими результатами наук о человеке, а также теми возможными ограничениями, которые обусловлены юридическими, моральными и религиозными соображениями. Однако в эпоху пересадки органов, сложных  биомеханических протезов, синтетических соединений, имеет место тенденция превращения человека в некоторую подборку индивидуального личностного бытия.

Существуют и другие вопросы, актуальность которых связанна с развитием биотехнологий. Так, первые успешные опыты по применению технологий рекомбинантных ДНК, на основе которых и построена генная инженерия, вызвали ожесточенные споры. Р. Поллак, ознакомившись с работами Дж. Мерц и П. Берга, предположил, что бактерии, несущие ДНК потенциально опасного онкогенного вируса SV40, могут превратиться в векторы переносчика рака человека. В 1974 г. П. Берг в журнале «Science» опубликовал призыв о введении всемирного моратория на проведение экспериментов с рекомбинантными ДНК.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. К опасным знаниям относятся те, с помощью которых были созданы продукты питания, содержащие генномодифицированные объекты, гербициды, а также бактериологическое, ядерное оружие и многое другое. В 1998 г. шотландский иммунолог Арпада Пужтаи обнародовал результаты своих исследований по влиянию диеты, включающей трансгенный картофель, на рост и иммунную систему лабораторных крыс. По его словам, рост замедлялся, а иммунитет ослабевал. Генномодифицированные продукты являются сильным аллергеном, приводят к нарушению обмена веществ, болезней желудка, изменений в ДНК. Самая большая опасность ГМ растений заключается в том, что они впоследствии скрестятся с естественными растениями [2, c. 20].

Безусловно, что заранее неизвестно, какие последствия могут иметь те или иные открытия, а значит, человечество не может принять адекватное решение о возможности его применения (использования), иначе будет заторможен НТП. С другой стороны, опасные знания способствуют уменьшению генетически здоровых людей, что может привести к их вырождению. Таким образом, чем интенсивней будут развиваться технологии, тем острее будет стоять вопрос биоэтики о защите физического и духовного здоровья человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в биоэтику / [Иванюшкин А. Я., Игнатьев В. Н., Коротких Р. В. и др.] : под ред. Б. Г. Юдина. – М. : Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
  2. Кисельов М. М. Предмет та статус біологічної етики / М. М. Кисельов // Сучасні проблеми біоетики : відп. ред. Ю. І. Кундієв. – К. : Академперіодика, 2009. – C. 11 – 22.
  3. Мещерякова Т. В. Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филос. наук; спец. 09.00.13 „Религиоведение, философская антропология, философия культуры” / Т. В. Мещерякова. – Томск, 2009. – 24 c.
  4. Нежметдинова Ф. Т. Биоэтика в контексте стратегий современной науки / Ф. Т. Нежметдинова // Сучасні проблеми біоетики : відп. ред. Ю. І. Кундієв. – К. : Академперіодика, 2009. – C. 42 – 46.
Категория: Гуманітарні дослідження | Добавил: voronkin (30.10.2010) | Автор: Руслан Корниенко,науч.рук. Воронкин E
Просмотров: 2528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Українські свята
Праздники Украины
Форма входа
Edutopia RSS
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2024 Конструктор сайтов - uCoz