ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Пятница, 19.04.2024, 16:46
Меню порталу
Пошук
Категории раздела
Дослідження з питань впровадження ДО [53]
Технології дистанційної освіти, інноваційні методи навчання, ІКТ в ВНЗ
Фізико-технічні дослідження [7]
мікро-, нано-, оптоелектроніка; акустика; технічна електроніка
Гуманітарні дослідження [2]
Філософія державного управління, соціокультурні дослідження
Розвиток творчості [11]
Методика преподавания естественнонаучных дисциплин [9]
Друзі порталу
Вища школа
Корисні посилання
МОН України

ДНУ "ІМЗО"

НАПН України

НАН України

Якість освіти

Educational Era

Нова українська школа

Університет менеджменту освіти

Педрада (портал освітян України)

Луганська облдержадміністрація

Управління молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Законодавство України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Наше опитування
Ви:
Всего ответов: 32
Статистика


Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Гуманітарні дослідження

Турко Ю. М. Концепции мирового государства в творчестве Дж. Оруэлла и О. Хаксли
 Ю. М. Турко, студ. гр. КМС-3 ЛГИКИ
науч. рук. - А. С. Воронкин

Одной из актуальных проблем современности являются вопросы возможного тоталитарного насилия (в т. ч. политического), роста вооружений, развитие ядерного потенциала. Однако тотальность власти можно осуществлять с помощью разных методов, что ведет к различию самих тоталитарных систем. Рассмотрим концепции мировых тоталитарных государств на примере антиутопических романов «1984» Дж. Оруэлла и «О дивный новый мир» О. Хаксли [2, 4].

Английский писатель, публицист Джордж Оруэлл (Эрик Артур Блэр) иронически относил себя к «низшей прослойке верхнего слоя среднего класса» [1, c. 299]. Причины, по которым автор остановился на названии «1984» до конца не ясны и сегодня. Наиболее распространённым является мнение, что год действия романа избран простой перестановкой последних двух цифр года подготовки к публикации рукописи. Оруэлл изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении. Действие романа происходит в военно-воздушной зоне № 1, которая в свою очередь является провинцией тоталитарной страны Океания, находящейся в войне с 2-мя иными тоталитарными сверхдержавами – Евразией и Остазией. По словам персонажа «1984» О’Брайена «цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть» [1, c. 314]. Для «пролов» – обычных людей, выпускается непрерывная пропаганда, которой они сердечно веруют, особенно когда дело касается бесконечных войн своего государства. Главный герой – Уинстон Смит, ненавидит Старшего Брата и не признает лозунгов партии «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила» [2, c. 9]. Уинстон работает в отделе документации в министерстве правды, где выискивают и собирают печатные издания, подлежащие уничтожению, замене или переделке, если содержащиеся в них мнения или прогнозы не совпадают с современными. Как и в романе «Скотный двор» [2, c. 231 300], говорить надо о социальной болезни, которая методически убивает личность, укрепляя идеологию и власть. Это может быть власть Старшего Брата, власть анонимной бюрократии, расовое и национальное превосходство или комплекс идей агрессивной технократии. Все эти варианты предполагают ничтожество человека и абсолютизм власти, опирающейся на идеологические концепции, которым всегда ведома непререкаемая истина и которые поэтому не признают никаких диалогов. Личность по логике этой системы необходимо обратить в ничто, даже если формально оставлена свобода. А власть, ни при каких условиях, не может удовлетвориться достигнутым могуществом. Она обязана непрерывно укрепляться на все более и более высоких уровнях, потому что таков закон ее существования – не создавать ничего, кроме рабства и страха, ведь «свобода не приносит удовлетворения рабам, потому что они все равно вынуждены трудиться» [3, c. 178]. По Оруэллу диктатор Мирового государства должен запрещать сексуальную свободу, так как половой инстинкт создает свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть уничтожен. В тоже время половой голод, вызывающий истерию, можно преобразовать в поклонение вождю. В понимании Оруэлла, ключом к успеху для тирании является психологическое порабощение. Он подробно описывает, как государству удалось убедить своих граждан подчиниться абсолютной власти, героя «1984» Уинстона уничтожают физически и духовно.

Действие романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» разворачивается в Лондоне далекого будущего (в Мировом Государстве). Идет 632-й год эры стабильности (2540 год н. э.), эры Форда. Форда, создавшего в начале ХХ века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитают за Господа Бога. В этом государстве правит технократия. Сам Хаксли в предисловии отметил «Когда я писал эту книгу, мысль, что людям на то дана свобода воли, чтобы выбирать между двумя видами безумия казалась мне забавной и, вполне возможно, верной» [4]. Согласно сюжету романа, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст различающихся умственными и физическими способностями, от альф, обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных эпсилонов: «Чем ниже каста – тем меньше поступление кислорода. Нехватка, прежде всего, действует на мозг. Затем на скелет. При семидесяти процентах кислородной нормы получаются карлики. А ниже семидесяти – безглазые уродцы» [4]. Люди в Мировом Государстве не стареют, хотя средняя продолжительность жизни – 60 лет. «Люди счастливы, они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут» [4]. Для поддержания кастовой системы общества, посредством гипнопедии – обучения  во сне – прививается гордость за принадлежность к своей касте, пиетет по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Института брака в обществе не существует и более того, само наличие постоянного полового партнера считается неприличным. Автор в предисловии к роману отмечает «По мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации. И диктатор умно поступит, поощряя сексуальную свободу. В сочетании со свободой грезить под действием наркотиков, кинофильмов и радиопрограмм она поможет примирить подданных с рабством, на которое те обречены» [4]. Детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям. И желательно, чтобы эти партнеры менялись как можно чаще – ведь каждый принадлежит всем остальным. Беременность считается страшнейшим позором. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечений. А если почему-то испортилось настроение, надо принять всего один-два грамма наркотика – сомы: «Пусть сома укорачивает временное протяжение вашей жизни на столько-то лет. Зато, какие безмерные вневременные протяжения она способна вам дарить. Каждый сомоотдых – это фрагмент того, что наши предки называли вечностью» [4]. Главные герои романа Бернард Макс (альф), его друг Гельмгольц и дикарь Джон из индийской резервации. Ходят слухи, что  Б. Максу в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт, поэтому он получился немного странным. Б. Макс вместе с Линайной, девушкой-бетой, отправляются в заповедник – туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда, где и встречают дикаря Джона, непохожего на других индейцев. Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую мать в больнице. Для него это – трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Один из Главноуправителей Мустафа Монд разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество: «Всякое чисто научное открытие является потенциально разрушительным, и науку приходится иногда рассматривать как возможного врага. Опасная вещь наука, приходится держать ее на крепкой цепи и в наморднике… Мы даем науке заниматься лишь самыми насущными сиюминутными проблемами. Всем другим изысканиям неукоснительно ставятся препоны» [4]. В диалоге затрагивается и тема религии, так М. Монду принадлежат слова «Говорят, будто обращаться к религии в пожилом возрасте заставляет людей страх перед смертью и тем, что будет после смерти» [4].

Совершенно очевидно, что цель Мирового государства по Хаксли и Оруэллу абсолютно одинакова, однако, достигается она совсем по-разному: а) Оруэлл говорит о том, что книги будут запрещать; в то время как Хаксли утверждает, что не нужно запрещать книги, так как не будет тех, кто захотел бы их читать (что интересно и у Оруэлла и у Хаксли упоминаются книги именно Шекспира); б) Оруэлл утверждает, что нас будут лишать информации; а Хаксли говорит о том, что информации станет так много,  что люди деградируют до полной пассивности; в) в романе  Дж. Оруэлла «1984» людей контролируют посредством причинения боли; а в романе Хаксли – посредством доставления удовольствий; г) Оруэлл боится, что человека погубит то, что он ненавидит, а Хаксли говорит, что человека погубит то, что он любит. Если в романе Хаксли глубинным зерном является то, что мир неумолимо катится к однотипности, стандартности, всеобщей пошлости, то в романе Оруэлла таким зерном есть власть как самоценность. Стоит вспомнить слова персонажа «1984» О’Брайена в пыточной камере: «Нас не интересует благо других. Ни богатство, ни роскошь, ни долголетие… Власть – это цель, а не средство, а революцию делают для того, чтобы установить диктатуру» [1, c. 314]. В этом свете весьма интересным представляется саркастическое высказывание О. Хаксли: «Свобода – это круглая пробка в квадратной дыре» [1, c. 313], а также высказывание о роли национализма в таком государстве: «Каждый националист неизменно стремится достичь все большей власти и большего престижа, но не для себя, а для нации или иной группы, в которой он решил растворить собственную индивидуальность» [5, с. 237]. Проведенный анализ позволил предложить структуру государства, приведенную на рис. 1, механизмы функционирования которой и определяют концепцию государства.

К сожалению, некоторым современным демократическим
государствам и сегодня свойственны комбинированные идеи Оруэлла и Хаксли: с одной стороны – возрастает роль сексуальной свободы, взгляды населения могут успешно контролироваться наркотическим оружием (табак, алкоголь или более тяжелыми), информационным оружием (за счет СМИ), с другой стороны – весьма успешны попытки контроля мирового пространства за счет применения экономических санкций, военных и идеологических методов. Могут ли в таком случае концепции так называемых «универсальных прав человека» и «общечеловеческих ценностей» выступать оправданием перманентной агрессии? Хочется закончить статью словами О. Хаксли «Если все это учесть, то, похоже, что Утопия гораздо ближе к нам, чем кто-либо мог вообразить всего пятнадцать лет назад» [4].

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Недошивин В. Свиньи и… звезды. Проза отчаяния и надежды Дж. Оруэлла / В. Недошивин // Джордж Оруэлл. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь : Капик, 1992. – С. 297 – 315.
  2. Дж. Оруэлл. 1984. Скотный двор. Сказка / Джордж Оруэлл : [пер. с англ. Д. Иванова, В. Недошивин]. – Пермь : Капик, 1992. – 304 c.
  3. Дж. Оруэлл. Артур Кестлер / Джордж Оруэлл // Джордж Оруэлл. Эссе. Статьи. Рецензии : [пер. с англ. А. Зверева]. – Пермь : Капик, 1992. – С. 174 – 185.
  4. Ол. Хаксли. О дивный новый мир [Электронный ресурс] / Олдос Леонард Хаксли : [пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова]. – СПб. : Амфора, 1999. – 541 с. – Режим доступа: http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt.
  5. Дж. Оруэлл. Заметки о национализме / Джордж Оруэлл // Джордж Оруэлл. Эссе. Статьи. Рецензии : [пер. с англ. В. Мисюченко, В. Недошивина]. – Пермь : Капик, 1992. – С. 236 – 256.

Категория: Гуманітарні дослідження | Добавил: voronkin (30.10.2010) | Автор: Юлия Турко, науч.рук. А.С. Воронкин E
Просмотров: 2696 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Українські свята
Праздники Украины
Форма входа
Edutopia RSS
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2024 Конструктор сайтов - uCoz