Главная » 2015»Декабрь»26 » Пострефлексия по итогам открытого дистанционного курса “Практикум тьютора - 2015”: мысли вслух
16:13
Пострефлексия по итогам открытого дистанционного курса “Практикум тьютора - 2015”: мысли вслух
А. С. Воронкин
В данной публикации автором в легкой и непринужденной форме повествуется об опыте и итогах участия в открытом дистанционном курсе "Практикум тьютора"
С чего все начиналось
В начале октября 2015 года начала распространяться новость о том, что под эгидой университета Крок вскоре будет проводиться дистанционный курс E-tutor для преподавателей эвакуированных вузов Луганской и Донецкой областей, тьюторы - из Швейцарии и Турции. Поскольку сам занимаюсь дистанционным обучением с 2009 года, возникло естественное желание ознакомиться с программой курса, а возможно и принять полноценное участие. Однако поиск в сети интернет не выявил ни площадку, на которой состоится курс, ни каких-либо программ, новостей… словом ничего. В дальнейшем удалось узнать, что преподаватели одних вузов записывались самостоятельно, а в других вузах запись осуществлялась архисложным путем - деканы и заведующие кафедрами сами составляли списки участников курса и подавали их руководству. Вскоре стало известно, что к началу курса собралось около 350 участников, в связи с чем уже 1 октября регистрация новых участников была окончена (что, возможно, объясняется техническими возможностями… (?!?), хотя, к слову, тот же WizIq позволяет проводить вебинары для аудитории более 800 человек). Стало понятно, что больше ничего узнать не удастся, так как не являюсь участником этого действа…
Но в конце октября распространяется новость - Проблемная лаборатория дистанционного обучения НТУ “ХПИ”(тьюторы - В. Кухаренко и Е. Рыбалко) со 2 ноября проводит курс “Практикум тьютора”, программа курса открыта и регистрация свободна (http://dl.kharkiv.edu/mod/resource/view.php?id=17575). Длительность курса - 7 недель (еженедельно: теория 2 часа, практика 6 часов). Так я стал счастливым участником Дистанционного Курса "Практикум тьютора".
1я неделя обучения
На курс всего записалось 60 слушателей. Первая неделя обучения предполагала выполнение трех заданий: “Знакомство”, “Мой дистанционный курс”, “Педагогические исследования для тьютора”.
Все слушатели активно знакомились, рассказывали о себе, о своем курсе, описывали свои ожидания. В результате удалось познакомиться с большим числом замечательных и талантливых преподавателей. В первую неделю наблюдалась повышенная активность - масса сообщений в форумах. Обсуждается опыт использования социальных сетей в обучении и другие вопросы. Требовалось дать определение понятию тьютор, отвечая на вопросы по предложенной схеме. Было очень много интересных и авторских определений. Именно с этого момента началось мое активное "включение" в жизнь курса. Мной был предложен следующий вариант: тьютор - это преподаватель, наставник, куратор (кто?), профессионально сопровождающий учебный процесс, организующий условия для самореализации (что делает?) учащихся (кому, кого?) в структуре образования (среднее, внешкольное, профессиональное, высшее, последипломное, самообразование) (где?), который при этом использует разные формы, методы и типы обучения, дидактические средства, в том числе технические средства и средства телекоммуникационной связи (Как? Когда?) с целью организации эффективного изучения курса (Чего?).
Моей целью обучения на данном этапе было расширение знаний о функциях и задачах тьютора, а также возможностях подготовки курса к учебному процессу.
Что представляло интерес и актуальность для меня: 1) предложенный тьюторами подход по самооцениванию курса, 2) проектирование программы курса по неделям с указанием цели по каждой неделе.
2я неделя обучения
Нам поставлена задача по созданию “Плана деятельности студента”, “Рейтинговой таблицы оценивания”, “Презентации курса” и “Списка рассылки”. На этой неделе активность слушателей немного снизилась - плодотворно работали чуть более 20 слушателей.
Моей целью обучения на данном этапе было исследование способов мотивации потенциальных слушателей курса. Было уточнено, что на первом этапе для потенциального слушателя курса интерес представляет: презентация курса, план предлагаемой деятельности с учетом детализированных целей обучения, рейтинговая таблица оценивания деятельности.
Наибольший интерес представлял анализ рейтинговых таблиц оценивания. Одни участники использовали возможный инструментарий по минимуму, другие применяли порогового-накопительные схемы, учитывающие все виды деятельности и требующие использования в итоге формульного расчета для определения окончательного балла. В то время у меня возникла идея создать наиболее простую и аргументированную систему оценивания - все виды деятельности оценить по 5 баллов. Тогда по окончанию курса максимальный балл в результате суммирования оценок достигает 100 баллов. С одной стороны, это позволяет подробно описать критерии оценивания, но с другой - нужно хорошо спланировать курс, так как введение нового задания в последующем (например, тестового или попытка оценить деятельность в форуме) приведет к необходимости корректировать рейтинговую таблицу. В последствии я выберу понедельное оценивание деятельности учащихся (по 100 баллов) с расчетом среднего арифметического при окончании обучения. Удобно, модульно, гибко.
3я неделя обучения
Третья неделя предполагаласоставление “Плана деятельности тьютора”, написание “Предисловия к курсу” и разработку “Инструкций к дистанционному курсу”. Активность примерно оставалась такой же, как и на предыдущей неделе.
Все материалы участники размещали на форумах, а также обсуждали при помощи созданных ранее групп рассылки Google. В заданиях предполагалось, что материалы после обсуждений должны быть доработаны и размещены как на форумах повторно, а также добавлены и в сам курс.
На данной неделе обучения моей целью стало изучение роли инструкций в организации дистанционного обучения. В результате чего были созданы следующие инструкции: 1) к дистанционному курсу, 2) к оформлению лабораторных работ, 3) к проведению дискуссий, обсуждениях на форумах, чатах, 4) к проведению лабораторных работ в среде Electronic Workbench.
Что было интересно и актуально для меня: понимание необходимости ориентации на подходы UDL, разработка комплексного плана действий студентов и преподавателя с целью ориентации на максимальный обучающий эффект, совместную деятельность.
4я неделя обучения
Четвертая неделя предполагала: 1) распределить тестовые задания по категориям (в соответствии с таксономией Блума), представить тест, в котором категории отражены в соответствующих процентах, 2) разработать информационные материалы к дискуссии, 3) представить сценарий чата к вебинару и провести сам вебинар.
Моей целью на данном этапе было: научиться планировать проведение дискуссий (форумов и чатов) как специфического элемента обучения.
На этом этапе я посещал форумы, знакомился с опытом других участников, оставлял комментарии, идеи, вопросы, пожелания, принимал участие в вебинарах. Уменьшилось число активных участников (примерно до 12 человек).
Тестовые задания, которые планирую использовать в курсе, распределил в следующем процентном соотношении: знание и понимание (50%), использование 25%, анализ и синтез 25%. Преимущественно применял множественный выбор. Выбранное мной соотношение понравилось и другим участникам курса, в результате после обсуждений, тесты с похожими пропорциями по разным предметным отраслям начали появляться в форумах.
На основе личного опыта мной был подготовлен авторский материал для участников, не имеющих опыта в проведении вебинаров, с характеристикой и обобщением этапов подготовки и проведения вебинаров (на примере WizIq).
Что было интересно и актуально: обучение в курсе показало необходимость планирования сценария чата как специфического элемента обучения.
5я неделя обучения
На пятой неделе необходимо былоспланировать и проанализировать работу малых групп, освоить навыки работы с сервисом онлайн закладок DIIGO.
Во время обучения я поставил для себя следующие цели1)рассмотреть возможности организации работы в сервисе DIIGO, 2) исследовать различные варианты организации работы в малых группах и спроектировать работу малых групп на примере своего курса.
Число активных участников осталось прежним.
Для обсуждения организации перевернутого обучения в малых группах мной был предложен вариант по следующей схеме: 1) предложить студентам на выбор для обсуждения с помощью форума перечень проблем по исследуемой теме, 2) каждый студент выбирает для себя ту или иную проблему, тем самым образовывает соответствующую команду (до 5 человек), 3) предложить тематику, в которой студенты смогут рассматривать себя в роли экспертов, 4) каждый студент заранее (например, за неделю) самостоятельно обдумывает варианты решения поставленных проблем по выданным материалам и готовится к командной игре. Далее раскрыл 2 варианта командного взаимодействия - синхронный и асинхронный (преимущества, недостатки, технологии проведения).
Что было интересно и актуально для меня на этом этапе обучения: возможности сервиса DIIGO - сервис очень удобен, интересен и многофункционален. Продолжаю его использовать в своей деятельности и сегодня.
6я неделя обучения
Шестая неделя обучения предполагала: 1) провести анализ персональной учебной среды (ПУС) и создать карту памяти ПУС, 2) разработать учебное интерактивное видео.
Наиболее высокую активность на 6й неделе показали 10 слушателей курса.
Моей целью на данном этапе было: получить навыками создания интерактивных ссылок в учебном видео.
Карта памяти моей ПУС в сервисе MindMapping-MindMeister доступна ниже
На седьмой неделе перед нами были поставлены задачи: 1) описать наиболее действенные средства мотивации в своем курсе, 2) описать организацию проведения рефлексии в курсе, 3) провести оценку дистанционного курса.
Оценивание курса было предложено провести по следующему алгоритму: 1) Визитка курса, 2) Авторы курса и их квалификация, 3) Объем курса, 4) Требования к слушателям, 5) Описание организации учебного процесса, 6) Перечень литературных источников, 7) Программа курса, 8) Наличие цели к каждому занятию, 9) Теоретический материал, 10) Структурирование теоретического материала, 11) Вопросы в тексте, 12) Резюме к разделу, 13) Эпиграфы к разделам, 14) Исторические справки в разделах, 15) Наличие и качество графики в теоретическом материале, 16) Презентация к занятию и соответствие форме, 17) Видеоролики к занятию, 18) Словарь (150 словарных статей), 19) Форум знакомств, 20) Форумы для обсуждения и консультаций, 21) Описание лабораторных занятий, 22) Критерии оценивания, 23) Разнообразие лабораторных занятий, 24) Соответствие лаб. заданий целям занятия, 25) Творческие задания, 26) Организация взаимодействия слушателей (работа в группах), 27) Тематические чаты или вебинары, 28) Входной контроль, 29) Самоконтроль к занятиям, 30) Модульный контроль (150 вопросов), 31) Итоговый контроль, 32) Графика и видео в тестовых заданиях, 33) Градация по сложности тестовых заданий, 34) Рейтинговое оценивание, 35) Полнота модульного и итогового контроля, 36) Использование технологий Веб 2.0, 37) Дизайн курса.
Что было интересно и актуально для меня: алгоритм оценивания качества дистанционного курса, различные пути организации мотивации и рефлексии в дистанционном обучении.
В своем курсе я предложил использовать подведение итогов (отчет-рефлексия) на 1м и 2м модулях. Суть очень проста, если кратко, то это можно описать так. В первом модуле студент описывает приобретенные знания, умения и навыки; формулирует трудности и проблемы, с которыми он столкнулся во время обучения; ставит желаемые цели на 2й модуль обучения. Во втором модуле студент описывает как преодолевал, возникающие трудности; описывает изменения в своей предметной (профессиональной) подготовке, формулирует рекомендации по улучшению материалов курса; а также оставляет пожелания по проведению (прохождению) дистанционных курсов в дальнейшем себе и своему тьютору.
8я неделя. Видео-отчет и защита проектов в режиме вебинара. Рефлексия
К 8й неделе обучения необходимо подать видео-отчет о готовности дистанционного курса к учебному процессу. Что из этого вышло? Можно увидеть ниже
И наконец, как и было обещано, участники, успешно окончившие курс получили Сертификаты тьютора, а те, кто ранее заключил дополнительное соглашение о стажировке (в том числе я) - свидетельства о повышении квалификации государственного образца.
Благодарности
Подводя итоги, хочу выразить искреннюю благодарность тьютору Владимиру Николаевичу Кухаренко и всем участникам данного курса за плодотворную работу и дружественную среду. Пусть все рассмотренные нами вопросы найдут успешное применение в практических реализациях дистанционного обучения. Было очень интересно!
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Наступающим 2016 Годом. Пусть он принесет благополучие и уверенность, стабильность и творческую реализацию. Крепкого здоровья, добра и Мирного неба!