ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Пятница, 29.03.2024, 12:35
Меню порталу
Пошук
Друзі порталу
Вища школа
Корисні посилання
МОН України

ДНУ "ІМЗО"

НАПН України

НАН України

Якість освіти

Educational Era

Нова українська школа

Університет менеджменту освіти

Педрада (портал освітян України)

Луганська облдержадміністрація

Управління молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Законодавство України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Наше опитування
Чи потрібен тьютор у дистанційній освіті?
Всего ответов: 16
Статистика


Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Январь » 7 » ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ОТКРЫТОГО АВТОРСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ ЗВУКА - 2011"
13:38
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ОТКРЫТОГО АВТОРСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ ЗВУКА - 2011"
    С целью качественного обновления содержания, форм и методов образования, апробации дистанционных методов и технологий преподавания естественно-научных дисциплин, а также поиска и создания условий для поддержки одаренной молодежи, в течение 2-х месяцев (с 29 октября по 30 декабря 2011 года) был проведен бесплатный открытый дистанционный курс "Введение в физику звука". Курс был рассчитан на 8 занятий: 6 лекционных, 1 семинарское и  заключительное занятие (для подведения итогов), которые проходили в форме вебинаров по субботам и воскресеньям.
  Занятия проводил старший преподаватель Луганского государственного института культуры и искусств, руководитель секции экспериментальной физики ЛОМАНУМ, член украинского физического общества, магистр по электронным приборам Воронкин Алексей Сергеевич (e-mail: alex.voronkin@gmail.com).  
    Для участия в курсе записалось 22 человека с Украины (Луганская и Закарпатская области), Африки (республика Ботсвана, Египет, Нью-Дели), Иордании (Ирбид), Шри-Ланки, Индии (Чандигарх, Бангалор), Алжира, Саудовской Аравии и Российской Федерации. Интерес проявили не только ученики, но и многие преподаватели, однако существенным препятствием полноценного участия был языковой фактор (т.к. занятия проводились на русском языке). Из записавшихся участников более активными  были 7 русскоязычных слушателей из Украины (Луганск) и США (Бостон). Наибольший интерес и высокую подготовленность ко всем занятиям показали 2 слушателя.
    Была выявлена низкая информированность учащихся Украины о возможностях дистанционного обучения.  
 

Авторский открытый дистанционный курс
 
   На первый план было поставлено детальное описание экспериментов и большое число видео-демонстраций физических явлений, что способствовало развитию личного желания участников повторить эксперимент. Так реализовывался деятельностный подход. Участие в курсе позволило расширить знания слушателей по данной теме, а также развить познавательный интерес к изучению физики. Внимание уделялось изучению механических колебательных систем, так как на их примере легче познать основные закономерности колебательных движений.

 
РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА
    Информация о проведении каждого занятия размещалась в разделе новостей информационного портала "Технологии дистанционного образования", соответствующее сообщение публиковалось в Твиттер-блоге с последующим кросспостингом в социальной сети Facebook. Для проведения вебинаров использовалась платформа WizIq, а для демонстрации физических экспериментов применялась ретрансляция открытых видео-фрагментов с сервиса Youtube. 
 

Фрагменты из лекций-вебинарв в платформе WizIq

   
Семинарское занятие (выступает с докладом ученик 10 класса коммунального учреждения "Луганская среднеобщеобразовательная школа № 18" Дмитрий Севастьянов)


Использование "виртуальной доски" платформы WizIq для объяснения физических основ ультразвуковой диагностики на семинарском занятии 29 декабря 2011 г.

  Однако не все необходимые демонстрации удалось найти из существующих материалов в Youtube, поэтому по согласованию с авторами были загружены дополнительные физические демонстрации из лекций:1) профессора Массачусетского технологического института В. Левина, 2) доцента МГУ им. М. Ломоносова С. Б. Рыжикова (фрагменты лекции «Физика и музыка», проведенной при содействии фонда "Династия"). Для разделения видео-лекций на фрагменты использовался видео-редактор Boilsoft.  
 
Ретрансляция видео-фрагмента лекции В. Левина
ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ВОЛТЕРОМ ЛЕВИНОМ
 
"Dear Alexey. Thanks for your kind words!
You can watch 101 of my lectures (with great demos) on the web, 94 on OpenCourseWare (OCW) and 7 on MITWorld. They can also be viewed on YouTube, iTunes U, Academic Earth and Facebook.
These lectures are being watched by about 3000 people daily from all over the world, that's a million people per year! Many teachers show them regularly in their class rooms. The many responses that I receive daily are quite wonderful and often very moving...”

Greetings, Walter H.G. Lewin

14.02.2011
Massachusetts Institute of Technology, 77 Massachusetts Avenue, Bldg. 37-627, Cambridge, MA 02139

      Для консультирования участников по интересующим вопросам дополнительно использовалась электронная почта (редко - Skype). Презентации всех занятий размещены в платформе SlideShare и доступны для открытого просмотра.
 
Реализация дистанционного курса "Введение в физику звука"

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 
ТЕМА 0. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 часа)
План лекции
0.1. Предмет физики. Физика – наука о природе. Классификация наук
0.2. Методы научного исследования
0.3. Единицы международной системы СИ
0.4. Приставки для образования кратных и дольных единиц СИ
Посмотреть презентацию
Демонстрации:
1. Ричард Фенман рассказывает о научном подходе и революциях в науке на примере игры в шахматы
2. Ричард Фейнман: "что удерживает поезд на рельсах?"
3. Ричард Фейнман: изучение и понимание Вселенной
4.
Ричард Фейнман: удовольствие делать открытия
5. Галилео Галилей и наука Нового времени. Автобиографический фильм
6. Аристотель. Автобиографический фильм
7. Эрнест Резерфорд. Автобиографический фильм
8. Выдергивание скатерти из-под сосуда с водой
9. Монета и бумажное кольцо
10.Упрощенное устройство Большого Адронного Коллайдера


 
ТЕМА I. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ (2 часа)
План лекции
1.1. Понятие колебаний. Свободные колебания
1.2. Гармоническое колебание. Гармонические осцилляторы
1.3. Математический маятник
1.4. Пружинный маятник
1.5. Вынужденные колебания и резонанс
1.6. Автоколебания
1.7. Классификация колебаний
Посмотреть презентацию
Демонстрации физических экспериментов:
7. Разрушение Такомского моста
8. Резонанс бокала

9.
Автоколебания в часовом механизме
10.Христиан Гюйгенс (библиографические сведения)

11.Гармонические колебания пружинного маятника



ТЕМА II. ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ 
(2 часа)
План лекции
2.1. Возникновение волны. Точечный источник волн. Волновой процесс
2.2. Поперечные волны
2.3. Продольные волны
2.4. Поверхностные волны
2.5. Связь между длиной волны, скоростью ее распространения и периодом
2.6. Волновая поверхность и фронт волны
2.7. Уравнение плоской волны (смещение частиц среды в бегущей волне)
2.8. Звуковые волны в воздухе
2.9. Скорость распространения звука
Посмотреть презентацию
Демонстрации физических экспериментов:



ТЕМА III. ЯВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСА. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ДИФРАКЦИЯ (2 часа)
План лекции
3.1. Акустический резонанс
3.2. Эксперимент с гибкой однородной нитью
3.3. Эксперимент с резонаторами Германа Гельмгольца
3.4. Отражение и преломление волн. Эхо
3.5. Волновое движение в замкнутом объеме. Реверберация
3.6. Принцип суперпозиции
3.7. Интерференция волн. Условия образования максимумов и минимумов интерференции. Интерференция и закон сохранения энергии
3.8. Дифракция волн
Посмотреть презентацию
Демонстрации физических экспериментов:
 
1.Необыкновенный музыкальный инструмент (Donal Hinely- Glass Harmonica)
2.Гармоника Франклина (
Music by Wolfgang A. Mozart. Played by French artist Thomas Bloch, exhibiting the glass harmonica in the Paris Music Museum, Nov. 29, 2007)
3.Еще один необычный музыкальный инструмент
4.Тибетские "поющие" чаши

5.Акустический резонанс (опыт с камертонами)
6.Эксперимент с гибкой однородной нитью
7.Герман Гельмгольц (биографические сведения)
8.Опыт с резонаторами Гельмгольца
9.Закон отражения света
10.Закон преломления света
11.Интерференция
12.Интерференция волн на поверхности жидкости
13.Дифракция волн на воде. Принцип Гюйгенса





ТЕМА IV. СТОЯЧИЕ ВОЛНЫ  (2 часа)
План лекции
4.1. Стоячие волны
4.1.1. Демонстрация стоячих волн в струнах
4.1.2. Стоячие волны в трубах
4.1.3. Демонстрация звуковой стоячей волны при помощи трубы Рубенса
4.1.4. Манометрическая горелка Кенига
4.1.5. Демонстрация звуковой стоячей волны, возникающей при конвекционном движении воздуха сквозь трубу Рийке
4.2. Собственные колебания плоских и пространственно-протяженных фигур
4.3. Стоячая волна на поверхности воды
Посмотреть презентацию
Демонстрации физических экспериментов:



ТЕМА V. БИЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА (2 часа)
План лекции
5.1. Биения
5.2. Субъективные характеристики звука
5.2.1. Громкость
5.2.2. Высота и тембр звука
5.3. Объективные характеристики звука
5.3.1. Интенсивность (сила) звука
5.3.2. Частота звуковых колебаний. Зависимость скорости распространения волн от свойств среды. Интервалы в музыке
5.3.3. Понятие спектра
5.4. Логарифмический закон восприятия Вебера–Фехнера. Уровень громкости звука
5.5. Упрощенное устройство органа слуха
Посмотреть презентацию
Демонстрации физических экспериментов:



ТЕМА VI. УЛЬТРАЗВУК И ИНФРАЗВУК (1 час)
План семинарского занятия
6.1. Ультразвук. Источники УЗВ. Ультразвук в природе
6.2. Применение ультразвука
6.3. Ультразвуковая и гидродинамическая кавитация
6.4. Инфразвук. Распространение инфразвуковых волн

Посмотреть презентацию
Демонстрации:
1. Возможности современных ультразвуковых методик в медицине
2. Ультразвуковая липосакция
3. Технология ультразвуковой сварки
4. Ультразвуковая дефектоскопия
5. Грызуны и ультразвук
6. Гидростатическая кавитация
7. Кавитация при вращающихся лопастях
8. Сонолюминесценция
9. Светоизлучение при кавитации при кавитации минерального масла
10.Опреснение воды с помощью кавитации
11.Тибетские чаши и кавитация
12.Инфразвуковое оружие



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 час)



Помимо тематического блока, рассматривающего вопросы раздела физики "Колебания и волны", слушателям было рекомендовано самостоятельно ознакомиться :
1)
с автобиографичной книгой Р. Фейнмана «Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие», являющейся
продолжением популярной книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» и повествующей о жизни знаменитого ученого-физика, одного из создателей атомной бомбы, лауреата Нобелевской премии, Ричарда Филлипса Фейнмана;
2) с книгой Турчина В. Ф.
«Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции
» (автор книги - ученый, физик и кибернетик, с 1977 г. живет и работает в США. Излагает авторскую концепцию метасистемного перехода от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры). Посмотреть видео-лекцию: "Метавычисления. Валентин Федорович Турчин" можно на сайте Интернет Университета информационных технологий в изложении
доктора физико-математических наук, директора Института Программных Систем РАН, С.М. Абрамова
: http://www.intuit.ru/department/calculate/meta/1/#video.1).


Особенностью курса было то, что участники читали только тот материал, который им был интересен, также они были не обязаны писать конспект. С рекомендованным списком литературы по сопровождению дистанционного курса можно ознакомиться по адресу tdo.at.ua/voronkin/literatura.pdf.

 
УЧЕТ ВРЕМЕНИ, ЗАТРАЧЕННОГО АВТОРОМ НА УЧЕБНУЮ, МЕТОДИЧЕСКУЮ И ОРГАНИЗАЦИОННУЮ РАБОТУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА
1. Разработка программы курса (из расчета 1 час на 2 часа общего объема курса) – 12 часов.
2. Работа с видеоресурсами физических демонстраций и лекций (1 час на 1 занятие) – 7 часов.
3. Подготовка к занятиям (1 час на 1 час занятий) – 14 часов.
4. Разработка презентаций к занятиям (из расчета примерно 0,4 часа на 1 слайд, т.е. 13-13,5 часов на одну презентацию): 13,5x6=81 час. Что касается седьмого занятия - семинарского,
желающие участники самостоятельно разрабатывали план рассматриваемых вопросов по указанной теме и создавали слайды презентации.
5. Проведение вебинаров ~ 14 часов.
6. Проведение консультаций на протяжении дистанционного курса (1 час в неделю) – 9 часов.
Итого: 137 академических часов.


Также для сопровождения дистанционного курса и поддержки учебного процесса было затрачено ~ 300 часов на разработку учебного пособия "Введение в физику звука" (из расчета 60-65 часов на 1 условно печатный лист), издание которого запланировано на конец января 2012г.


 
ОТЗЫВЫ
"Принимал участие в таком проекте впервые. Особенно понравились наглядные примеры и демонстрации всех физических опытов. Информация интересна, так как в школе мы ее не затрагиваем. Курс помог лучше понять физику звуковых колебаний и волн, принципы образования и распространения волн в различных средах. Особенно понравилась тема по стоячим волнам и методам их визуализации (в струнах, трубах и пластинах). Сильное впечатление произвели фигуры Хладни".
Кравченко Даниил,
Лицей иностранных языков г. Луганска,

 


"Принимаю участие в подобном проекте впервые. Очень понравился этот вид обучения! Было бы неплохо привлекать как можно больше слушателей в такие проекты! Очень понравилось самому выступать с докладом. В платформе было удобно рассказывать, управлять слайдами и показывать видео! А ведь раньше это считалось фантастикой.".
Севастьянов Дмитрий, КУ "ЛСОШ № 18"
 
"Багато чула про дистанційне навчання, але участь у подібному заході брала вперше. Це дуже зручна форма навчання. Що стосується теоретичного матеріалу дистанційного курсу «Введение в физику звука», то інформація подавалася зрозуміло, доступно. Найбільше сподобалося те, що кожна лекція супроводжувалася цікавими наочними матеріалами (маю на увазі демонстрації), в яких ілюструвалися приклади".
Горгош Людмила, вчитель Середнянської ЗОШ I-III ст.
Ужгородської районної ради Закарпатської області


 
"Проекты такого плана – пока редкость на территории Украины. Дистанционный курс насыщен по содержанию: охватывает все аспекты данной темы, сопровождается большим количеств демонстраций, соответствующих рассматриваемым вопросам. Особенно ценно то, что некоторые вопросы, поднимаемые в рамках данного проекта, не освещаются в школьном курсе физики (уровень стандарта). Возможно, следует продолжить работу в данном направлении, хотя, труд проделан немалый".
Бузько Виктория, учитель физики и математики
специализированной школы I-III ст. № 6
Кировоградского городского совета
Кировоградской области


"Замечательная подборка материалов, особенно полезная для школьников при введении в предмет "Физика звука"! Именно то, что нужно. Желаю дальнейших успехов!".
Хорошун Анна, кандидат физико-математических наук,
Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля,

Бристольский университет


"Отличный курс. Давно говорил, что в нашем образовании пора отходить от советских методов обучения".
Ярослав Дубинский, студент 5-го курса
Луганский государственный институт культуры и искусств


"К сожалению ни разу не слышал от своего учителя слова "интерференция", не говоря о других интересных вопросах, доступно рассматриваемых в этом курсе: резонаторах Гельмгольца, стоячих волнах в трубах и пластинах, биений и особенностей восприятия звука человеком".
Ученик 11 кл.
Луганская область
 
 

Просмотров: 3836 | Добавил: voronkin | Рейтинг: 5.0/4
Українські свята
Праздники Украины
Форма входа
Календар
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Edutopia RSS
Архів записів
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2024 Конструктор сайтов - uCoz