ІОП "ТЕХНОЛОГІЇ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ"
Пятница, 08.11.2024, 15:23
Меню порталу
Пошук
Друзі порталу
Вища школа
Корисні посилання
МОН України

ДНУ "ІМЗО"

НАПН України

НАН України

Якість освіти

Educational Era

Нова українська школа

Університет менеджменту освіти

Педрада (портал освітян України)

Луганська облдержадміністрація

Управління молоді та спорту Луганської облдержадміністрації

Законодавство України

Електронні інформаційні ресурси Національної бібліотеки ім. Вернадського

Пошук поштових відправлень

Наше опитування
Чи потрібен тьютор у дистанційній освіті?
Всего ответов: 16
Статистика


Украина онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Декабрь » 13 » К вопросу о выборе и комбинировании мультимедийной учебной среды
16:03
К вопросу о выборе и комбинировании мультимедийной учебной среды

К вопросу о выборе и комбинировании мультимедийной учебной среды

А.С. Воронкин

 

Манипуляции информацией в учебных мультимедиа являются составной частью деятельности пользователя. Проектирование мультимедиа должно учитывать традиционные способы обработки информации людьми и базироваться на психолого-педагогических принципах восприятия информации учащимися.

Для разработки и оценки мультимедиа-интерфейсов целесообразно применять эргономические подходы, описанные в международном стандарте ISO 14915-1 «Эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов – структура и принципы проектирования».

На рис. 1 представлено дерево решений для классификации типов информации с ISO 14915-3 «Эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов – выбор и комбинирование мультимедийной среды». Схема позволяет активизировать известные состояния и случаи представления информации с целью облегчения понимания возможностей разработки и использования мультимедиа в учебных целях.

Рис. 1. Дерево решений для классификации типов информации

 

Огромное количество имеющихся медиа-средств представления информации и взаимодействия между ними, разным образом влияют на процессы восприятия и запоминания. С целью облегчения восприятия должны выполняться характеристики, описанные в ISO 9241-12 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов – представление информации» и ISO 14915-1 «Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов – принципы проектирования и структура» (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристики пригодности для восприятия и понимания

Критерий Пример
Обнаруживамость Контраст между фоном экрана и набором навигационных кнопок должен быть достаточным, чтобы пользователь легко мог обнаружить эти кнопки.
Различимость В комментариях к неподвижному изображению может быть использован голос на фоне музыки. При этом голос должен быть громким и достаточно отчетливым, чтобы выделяться среди других звуков.
Ясность В графической анимации некоторого механизма различные части этого механизма отображены различным цветом, чтобы облегчить восприятие пользователями частей, актуальных для текущего производственного задания.
Удобочитаемость Анимированный текстовый заголовок перемещается с такой скоростью, которая дает возможность пользователю легко читать текст.
Согласованность Управление воспроизведением и остановкой показа презентации осуществляется одинаково в различных формах представления информации, например, таких, как аудио, видео или средства графической анимации.
Лаконичность Звуковое сопровождение неподвижного изображения, показывающего, как отремонтировать некоторое техническое устройство, ограничено только основной информацией, чтобы облегчить обучение пользователей.
Понятность Сложную биологическую структуру можно исследовать, рассматривая ее в различных ракурсах трехмерной модели, для того чтобы дать возможность пользователю понять относительные положения в пространстве различных частей этой структуры.

 

В табл. 2 приведены примеры для выбора и комбинации медиа для разных типов информации, в основу которой положена схема из ISO 14915-3 «Эргономика программных средств для мультимедийных пользовательских интерфейсов – выбор и комбинирование мультимедийной среды». В табл. 3 приведены результатов проектирования эффектов для реализации связи  между медиа-парами. В табл. 4 – медиа-комбинации с примерами.

 

Таблица 2. Примеры для выбора и комбинации медиа для типов информации

Тип информации / медиа-тип

Причинный

Концептуальный

Непрерывный

Описательный

(дескриптивный)

Дискретный

События

Физическое

Процедурное

Взаимоотношение

 

Пространственное

 

Cостояние

Значение

Реалистичный звук

звук  дождя и шторма 

**

озвучение

слайдов лектором

 

звуки

сельской местности

 

включение медиа-приложения, имитирующего запуск двигателя

 

звук

работы мотора с дефектом

 

шум

турбины

**

взаимодействие частей двигателя

эхо в пещере

 

звук храпа

музыкальная нота кодирует значения

Нереалистичный

звук

 

**

повышение тона

иллюстрации линий магнитной силы

 

продолжение тона нарастающих сигналов

предоставление    азбуки Морзе кораблем

звуковые сигналы открыть/ закрыть дверь

сигнальная сирена

**

**

тоны объединения двух объектов

 

гидролокатор и эффект Доплера

непрерывный

звук  кардиомонитора

 

код Морзе для  для номеров

 

Речевой сигнал

скажите кому-нибудь, почему происходит теплое океанское течение

сообщите кому-нибудь о вашей религиозной вере

скажите кому-нибудь, чтобы напомнили повернуть  лыжи

устное  (вербальное)

описание

человека

 

скажите кому-нибудь,  как включить компьютер

скажите кому-нибудь, что

гонка началась

 

скажите кому-нибудь

об ощущениях во время шторма

голосовая инструкция по сборке  двигателя

 

скажите кому-нибудь, что Джек и 

Смит связаны

 

скажите кому-нибудь о пути и расположении железнодорожного вокзала

скажите кому-нибудь, что

Джейн

спит

 

Устное сообщение  номеров, данных

 

Реалистичное неподвижное 

изображение

 

 

 

 

фотография шторма Эль-Ниньо и океантских течений

 

 

Фотография статуи Свободы показывает «независимость»

 

Последовательность фотографий, которые показывают последовательность снимков событий

Обзорные и подробные фотографии автомобиля

фотография

компьютера

при включении

фотография

начала

гонки

 

фотография

лица человека

 

фотография, которая показывает сбор двигателя

 

сопоставьте

фотографии 2-х схожих двигателей

 

фотография

ландшафта

 

фотография

спящего человека

 

**

Нереалистичное неподвижное  изображение

 

диаграммы океанских потоков и морской температуры, чтобы объяснить тёплое течение Эль-Ниньо

иерархия

диаграм в таксономии растений 

 

диаграмма со стрелой, которая изображает движение поворота лыжами

гистограмма старения населения

графический показ, где и как нажать на выключатель

 

событие,

символ  в растущей последовательности диаграммы

 

**

взрыв

части

диаграммы двигателя с номером сборки

 

графика,

гистограммы, 

диаграммы ER

 

карта

ландшафта

 

символ неподвижного ожидания в

последовательности

диаграмм

 

карта,

графика,

график рассеяния, диаграмма разброса

Текст

описывают

причины шторма

Эль-Ниньо

объясняют

таксономию 

животных

 

описывают

действие лыжного поворота

описывают

внешность человека

 

описывают

как включить компьютер

 

сообщение, что

гонка

началась

сообщение о свойствах

шторма

 

 

список пошаговой сборки

двигателя

 

описывают взаимосвязь между братом и сестрой

описывают 

размеры (масштаб)

комнаты

 

Сообщение о том, что человек спит

 

Числа прописью – «один»,

«два»

 

Реалистичное движущееся

изображение

 

видео штормов Эль-Ниньо

и океанских течений 

 

**

кинофильм о повороте персоны на лыжах

полет авиации

**

фильм о

начале  гонки

фильм о шторме

 

видео последовательности сбора машины

 

исследование кадров поколений

в семействе

 

полет над поверхностью ландшафта

 

видео спящего человека

**

Не реалистичное движущееся изображение

 

 

анимация изменения

температуры  океана и

и текущие

изменения

 

анимация диаграммы силы гравитации

 

анимация

манекена, который делает поворот на

лыжах

 

**

анимация,  показывающая операцию  включения

анимация символа стартового события в диаграмме

 

**

анимация части диаграммы в последовательности сбора

анимация ссылок в

ER

диаграмме

 

анимация архитектурных рисунков здания

 

**

анимированы графы и

диаграммы

Основаны на формальном языке,

числовом

уравнения, функции, которые формализуют  причину и следствие

символы, обозначающие понятия, например число Пи

 

**

определения типов данных

ограниченное состояние

автоматов

 

обозначения на основе событий

**

процедурная логика,

алгебра процессов

функции, уравнения, грамматика

граф,

теория

топология, грамматика

 

основаны на государственном языке

 

Числовые символы

 

Выделения курсивом указывает на привилегию.

** - указывает, что представления маловероятны.

 

Таблица 3. Примеры результатов проектирования эффектов для реализации связи  между медиа-парами

Назначение медиа

Источник медиа

Реалистичный

звук

 

Нереалистичный

звук

 

Речевой сигнал

 

Реалистичное статичное изображено

 

Нереалистичное статичное изображение

Текст

 

Реалистичное движущееся (динамическое) изображение

Нереалистичное движущееся (динамическое) изображение

Реалистичный

звук

Нет активных ссылок

–  может использоваться амплитуда для выделения определенных

сегментов (участков, фрагментов)

Нет активных ссылок

–  может использоваться амплитуда для выделения определенных

сегментов (участков, фрагментов)

Амплитуда

может быть использована для обозначения

фрагмента

звука, который затем описывается речью

Активная область на изображении связана

со звуковым тоном;

амплитудой или повтором для акцентирования

Амплитуда или  повтор для

акцентирования;

окончание звукового сигнала

ссылается на

изображение

 

Звук

приостанавливается

или повторяется с последующим выделением текста;

текстовая сигнальная метка ссылается на звук

 

Звук

приостанавливается и повторяется; видео-кадр  

запускает ссылку на звук, стоп-кадр

Звук

приостанавливается и повторяется; стоп-кадр видео или смена кадра

Нереалистичный звук

 

Тональный сигнал

ссылается на следующий звуковой сегмент

Голосовая команда управляет ссылкой на звук,

сигнал уведомления для речевого предупреждения

Активная область/кнопка на изображении ссылается на

звук, окончание

звукового сопровождения  

ссылается на

изображение

Музыка используется для включения изображения,

активная область/ кнопка на изображении ссылается на  звуковое сопровождение

Звуковой тон

предупреждает

пользователя

о

текстовой сигнальной метке

 

Активная область/кнопка на изображении ссылается на звук, окончание

звукового сопровождения 

ссылается на

изображение

Видео-кадр вызывает ссылку на звуковое сопровождение; стоп-кадр и сигнальная метка - переход к звуковому сопровождению

Речевой сигнал

 

 

 

Речевой сигнал ссылается на   следующий фрагмент речи с интонационным акцентом

Голосовая команда

ссылается на изображение;

активная область изображения – на речевой сигнал

 

Голосовая

команда

ссылается на

участок изображения

 

Текстовая сигнальная метка  ссылается на речевой сигнал;

голосовое ключевое слово активирует ссылку на текст

Активная область/кнопка на изображении ссылается на речевой сигнал;

конец звукового сопровождения ссылается на речевой сигнал

 

Речевой сигнал вводит рисунок;

видео-кадр

вызывает ссылку на речевой сигнал;

стоп-кадр

 

Реалистичное неподвижное

изображение

 

 

 

Активная область/кнопка могут ссылаться на изображения двунаправленно

Активная область/кнопка могут ссылаться на изображения двунаправленно

Текстовая сигнальная метка   активирует

изображение; активная область/кнопка на изображении

активирует

текст

Активная область/кнопка на

видио

активирует  неподвижное изображение; Активная область на неподвижном изображении вызывает видео

Активная область/кнопка на

видио

активирует  неподвижное изображение; Активная область на неподвижном изображении вызывает видео

Нереалистичное  неподвижное  изображение

 

 

 

 

Активная область/кнопка могут ссылаться на изображения двунаправленно

Текстовая сигнальная метка   активирует

изображение; активная область/кнопка на изображении

активирует

текст

Видео-кадр вызывает ссылку на изображение;

стоп-кадр и сигнальная метка активируют изображение, активная область на изображении вызывает видео

Видео-кадр вызывает ссылку на изображение;

стоп-кадр и сигнальная метка активируют изображение, активная область на изображении вызывает видео

 

Текст

 

 

 

 

 

Текстовая сигнальная метка ссылается в обоих направлениях

Текстовая сигнальная метка активрует ссылку на видео,

стоп-кадр видео / кнопка ссылаются на текст

Текстовая сигнальная метка активрует ссылку на видео,

стоп-кадр видео / кнопка ссылаются на текст

Реалистичное

движущееся (динамичное)

изображение

 

 

 

 

 

 

Кадр видео автоматически подключает  второе видео, стоп-кадр и кнопка активирует ссылку

Кадр видео автоматически подключает  

второе видео,

стоп-кадр и

кнопка активирует ссылку

Нереалистичное движущееся  

изображение

 

 

 

 

 

 

 

 Кадр видео автоматически подключает  второе видео, стоп-кадр и кнопка активирует ссылку

 

Таблица 4. Медиа-комбинации с примерами

Первая среда

Вторая среда

Пример медиа-комбинаций

Реалистичный звук

Реалистичный звук

Нереалистичный звук

Речь

Реалистическое неподвижное изображение

Нереалистичное неподвижное изображение

Текст

Реалистичное подвижное изображение

Нереалистичное подвижное изображение

Объединение звуков самолета и птицы

Музыка со звуками природы

Тоны между почтовыми голосовыми сообщениями

Песня птицы с фотографией птицы

Музыкальные тоны иллюстрируют графические части

Экологические звуки иллюстрируют текст изучения природы

Кинофильм со звуковым треком

Трек звука мультфильма со звуками, которые нас окружают

Нереалистичный звук

Нереалистичный звук

Речь

Реалистичное неподвижное изображение

Нереалистичное неподвижное изображение

Текст

Реалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Два тона в масштабах веса для слепых

Тоны с речевым ударением

Музыка для иллюстрации фотографии

Тоны для иллюстрации диаграммы музыкального масштаба

Тоны для диалогового выделения слов

Кинофрагмент с музыкальным сопровождением

Музыка и звуковые эффекты в мультипликации

Устная речь

Речь

Реалистичное неподвижное изображение

Нереалистичное неподвижное изображение

Текст

Реалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Речь на фоне (второстепенного) разговора

Комментарий голоса на фотографии

Разговорное объяснение схемной диаграммы

Текст, который читается и декламируется

Звуковой трек фильма с разговором актера

Звуковой трек мультфильмы с символьным разговором

Реалистичное неподвижное изображение

Реалистичное неподвижное изображение

Нереалистичное неподвижное изображение

Текст

Реалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Сравнение двух сцен: летние и зимние фотографии

Фотография, которая сопровождается диаграммой двигателя

Текстовое описание сцены в сопровождении фотографии

Неподвижное изображение актера с фильмом, в котором он играет

Фотография человека с анимированного мультфильма,

основанная на его характере

Нереалистичное неподвижное изображение

Нереалистичное неподвижное изображение

Текст

Реалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Технические чертежи, показывающие два представления одного и того же объекта

Диаграмма в текстовом описании

Пошаговая структурная схема, иллюстрированная видео

Раскадрованная диаграмма с анимированной последовательностью

Текст

Текст

Реалистическое движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Два текста для сравнения: греческим языком и латынью

Подзаголовки в немом фильме

Текстовые заголовки на анимированной диаграмме

Реалистическое движущееся изображение

Реалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Два видеофрагмента, связанные темой: Абель Ганс и Наполеон

Видеофрагмент бегущего человека с анимированной анатомической схемой

Нереалистичное движущееся изображение

Нереалистичное движущееся изображение

Две мульпликационные карикатуры, связанные темой: сравните два стиля анимации

 

P.S. При подготовке публикации использовались стандарты ISO 9241-12, ISO 14915-1 и  ISO 14915-3.

Просмотров: 738 | Добавил: voronkin | Рейтинг: 0.0/0
Українські свята
Праздники Украины
Форма входа
Календар
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Edutopia RSS
Архів записів
ІОП "Технології дистанційної освіти" © Lugansk, Ukraine, 2024 Конструктор сайтов - uCoz