ВОРОНКИН А.С. УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВУЗа [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] / А.С. ВОРОНКИН // ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ "ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ". - РЕЖИМ ДОСТУПА : http://tdo.at.ua/publ/distance_education/do/1-1-0-70
УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВУЗа
Воронкин А.С.
Дистанционное обучение включает три основных компонента, существенно влияющих на эффективность учебной середы: планирование и проектирование, обучение, оценивание [1].
I. Планирование и проектирование
Одним из наиболее важных элементов планирования и проектирования курсов является признание тьютором того факта, что, хотя существует широкий спектр программных средств и инструментов, доступных для дистанционного обучения, не все они в полной мере соответствуют специфике учебной дисциплины, не все позволяют учесть стили обучения и т.д. Таким образом, очень важно, чтобы в основе курса лежали педагогические принципы, а не программно-аппаратные возможности ИКТ. Тьюторы должны стремиться к достижению определенных стандартов обучения, независимо от программной платформы (системы управления обучением) [2].
Первый этап планирования включает в себя разработку целей обучения [3]: 1) поведенческая (ориентация на мыслительные и поведенческие особенности учащихся); 2) личностно-ориентированная (ориентация на потребности студента как личности). Цели обучения должны быть конкретными. Каждая учебная цель должна включать в себя критерии оценивания учащихся. Цели курса имеют важное значение, потому что информируют студентов об ожидаемых результатах, а система оценивания обеспечивает при этом представление о том, как эти ожидания будут измеряться.
После разработки целей обучения тьютор выбирает наилучший технологический вариант реализации дистанционного курса. Несмотря на огромное разнообразие программных средств, технологии дистанционного обучения быстро обновляются, поэтому необходимо отслеживать новые тенденции и связанные с ними практические аспекты [4]. Например, ряд исследователей полагает, что мобильные технологии, облачные вычисления, геокодированные данные, семантически-ориентированные приложения и смарт-объекты в ближайшие годы существенно изменят технологии дистанционного обучения. Использование любой новой технологии предполагает внесение изменений, прежде всего, на этапе планирования.
Реальная практика показывает, что зачастую отечественные дистанционные курсы не способствует повышению уровня знаний студента. Одной из причин является низкий уровень самостоятельной устремленности, самомотивированности [5].
II. Обучение
Уровень межличностного взаимодействия
Уровень межличностного взаимодействия особенно важен в дистанционном курсе. Один из способов межличностного взаимодействия в курсе – использование форумов. Форумы способствуют развитию конструктивистского, критического и творческого мышления. Однако форумы теряют свою эффективность без вдумчивых вопросов (ответов), координации и модерации тьютором.
Подготовка студентов к обучению
Тьютор должен обеспечить:
1) достаточное понимание и ориентирование студентов в используемых методах и средствах обучения. Это может быть достигнуто путем ознакомления с [6]: 1) презентацией курса, 2) целями курса, описанием структуры курса, 3) глоссарием (ознакомление с терминологией), 4) инструментами, используемыми в курсе, 5) контактной информацией для получения помощи по различным вопросам (в том числе техническим), 6) инструкциями по обучению, 7) форумом для консультаций.
2) дружелюбную атмосферу, что может быть достигнуто путем: 1) рассылка приветственных и информационных сообщений студентам, подписавшимся на обучение, до начала курса, 2) использования в общении неофициального тона, 3) поощрения и поддержки (оперативные ответы, обсуждение материалов на форумах и т.д.).
3) активное обучение. Дистанционное обучение должно вовлекать студентов в активное, конструктивное участие. Это достигается путем [7]: своевременного предоставления и проверки заданий, участия в дискуссиях, создания условий для командной работы, планирования и организации работы малых групп.
4) эффективное интерактивное взаимодействие [8]. Тьютор должен планировать, моделировать, осуществлять и контролировать эффективное взаимодействие между слушателями курса. Для этого он: 1) отвечает на комментарии и вопросы в сроки, установленные в начале курса (в ином случае тьютор должен уведомлять студентов об изменении этих сроков или своей недоступности в течение определенного времени), 2) обеспечивает обратную связь для всех учащихся, а также осуществляет индивидуальную поддержку, 3) обеспечивает еженедельное планирование.
5) мониторинг учебного процесса, включающий [9]: 1) использование средств учебной аналитики, 2) контактирование с теми студентами, которые не заходили в курс в течение недели, с целью выяснить истинные причины (если студенты не могут участвовать по техническим проблемам тьютор должен организовать техническую помощь), 3) контактирование со студентами, которые не выполнили задания, 4) предоставить некоторый выбор в постановке целей и выполнении заданий.
6) оценивание сообщений в дискуссиях, форумах и чатах. Оценивание должно осуществляться
на основании заранее установленных критериев [10], которые должны охватывать не только количественную, но и качественную характеристику. Критерии должны быть включены в систему рейтингового оценивания и описаны в инструкциях по выполнению того или иного задания.
7) мотивацию студентов и обеспечение обратной связи, что включает [11; 12]: 1) ориентацию на сотрудничество и содействие в использовании совместных инструментов, 2) ориентацию на доверительные отношения, 3) обеспечение обратной связи, 4) еженедельное подведение итогов, 5) своевременное реагирование на возникающие проблемы, 6) поощрение участия в дискуссиях, предоставление дополнительных источников и ресурсов с целью подкрепления высказанных аргументов.
8) оперативное устранение конфликтных ситуаций. Данное положение основывается на [13]: 1) соблюдении этики и культуры общения всеми участниками дистанционного курса, 2) соблюдении политики академической честности, 3) тьютор должен вмешиваться тогда, когда слушатели курса не могут самостоятельно разрешить конфликт, в ином случае конфликтные ситуации являются показателем развития учебного сообщества.
9) научную организацию труда. С целью эффективного планирования своего времени целесообразно использовать следующие принципы [14]: 1) не всегда быть доступным для учащихся, 2) установить четкие приоритеты для работы с сообщениями, комментариями, выполненными заданиями, 3) установить временные ограничения на обсуждения и комментарии, 4) ознакомить учащихся с заранее подготовленными ответами на часто задаваемые вопросы, 5) поощрять активных учащихся, которые смогут выполнять роль локального тьютора или наставника, 6) подтверждать слушателям получение от них вопросов, сообщать сроки подготовки ответа.
III. Оценивание
Оценивание является неотъемлемой частью обучения, оно позволяет учащимся отслеживать свой прогресс, вносить корректировку в цели обучения. Универсальными рекомендациями по оцениванию студентов в дистанционном курсе являются такие: 1) оценивание должно быть своевременным и регулярным, 2) критерии оценивания определены и четко сформулированы, 3) задания должны соответствовать поставленным целям.
Источники
-
Best Practices in Online Teaching Strategies : report [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uwec.edu/AcadAff/resources/edtech/upload/Best-Practices-in-Online-Teaching-Strategies-Membership.pdf.
-
Ascough R. S. Designing for Online Distance Education: Putting Pedagogy Before Technology [Электронный ресурс] / R. S. Ascough // Teaching Theology & Religion. – 2002. – Vol. 5. - № 1. - P. 17-29. – Режим доступа : http://post.queensu.ca/~rsa/2002_TTR_Ascough.pdf.
-
Learning Objectives : Guidelines for Writing Effective Learning Objectives [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.park.edu/center-for-excellence-in-teaching-and-learning/resources/cetl-quick-tips/learning-objectives.html.
-
Porter D. Innovations, Trends, and Creativity in Distance Learning [Электронный ресурс] / D. Porter // Paper presented at the 4th International Conference on Education and Technology (Puerto Rico, 7 September, 2006). – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.84.9530&rep=rep1&type=pdf.
-
Scott M. Innovations in Distance Learning Program Development and Delivery [Электронный ресурс] / M. Scott, W. Chernish, K. E. Dooley, J. R. Lindner // Online Journal of Distance Learning Administration. – 2003. – Vol. 6. - № 2. – Режим доступа : http://www.westga.edu/~distance/ojdla/summer62/schott62.html.
-
Best Practices in Online Teaching: Prepare Your Students for Learning Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/I06hef2M@4/Best-Practices-in-Online-Teach
-
Best Practices in Online Teaching: Promote Active Learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/CLO15-sL@2/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practice in Online Teaching: Model Effective Online Interaction [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/e4fcrTLT@1/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practices in Online Teaching: Monitor Student Progress and Encourage Lagging Students [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/WghKDTVj@1/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practices in Online Teaching: Assess Messages in Online Discussions [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/EzCwr7yP@1/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practices in Online Teaching: Sustain Students‘ Motivation [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/JuAWvu7_@1/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practices in Online Teaching; Provide Feedback and Support [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/ENnMMsfK@4/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Best Practices in Online Teaching: Deal With Conflicts Promptly [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cnx.org/contents/1yxoAftX@2/Best-Practices-in-Online-Teach.
-
Muilenburg L. A Framework for Designing Questions for Online Learning [Электронный ресурс] / L. Muilenburg, Z. L. Berge. – Режим доступа : http://www.academia.edu/454284/A_Framework_for_Designing_Questions_for_Online_Learning.
|