В.В.Румянцев
ДонНУ1. Прогресс в информационных и коммуникационных технологиях
(ИКТ) во многом обусловил активно идущий ныне, прежде всего, в экономике,
процесс глобализации, который не может не затрагивать культуральные традиции и
сферу образования.Стратегическим
направлением развития образовательных систем в разных странах мира в ХХI веке является формирование перспективного
образования, базирующегося, с одной стороны, на интеграции в глобальное
образовательное пространство, а с другой, - на создании собственных
информационных ресурсов и сред. Подчеркнем, что первым по важности среди
определений образовательных систем выделяется понятие перспективности,
то есть «обеспечение будущего». Во второй
половине ХХ века для характеристики общества использовалось понятие социальной атомизации,
особую остроту при этом приобрела борьба за соблюдение прав человека и более полную их реализацию в разных концах
мира. Отмечая несомненные заслуги и необходимость в сохранении и сегодня
процессов гуманизации различных сторон человеческой деятельности, в то
же время заметим, что новый век, в связи с бурно идущими в мировой экономике и
культуре процессами глобализации, требует снова обратить внимание на
организацию сред обитания и жизнедеятельности. Таким образом появляется
потребность в постановке и исследовании проблемы медийного образования
(от англ. media – среда). Под «медийным образованием» будем
понимать процесс обучения и воспитания в условиях и посредством особым образом
организованной природной, социальной и информационно-технической среды. Среда таким образом превращается из
пассивного образовательного пространства в инструмент и активного соучастника
учебного процесса в рамках взаимодействующих между собой образовательных систем
разного уровня. В качестве образовательных систем могут рассматриваться как
система образованияобщества
вцелом, так и системы учреждений образования, отдельных их элементов или
самодеятельных групп населения. При этом в роли образовательной среды могут
выступать не только регулярные специально предназначенные для этого, но и
временно (или косвенно) выполняющие определенные образовательные функции
естественные или искусственные структуры. Конечно, в центре любой системы стоит
человек, которого нужно побудить занимать позицию, научить действовать в
определенном контексте и отвечать за принятые решения. Такое образование - не передача человеку знаний отдельно от
окружающего его мира, в стенах классной комнаты. Напротив, оно целесообразно
только в том случае, если «выходит» в социальную и природную среду, являющуюся
предметом образования (частью ее является и
сам человек). При таком подходе проблема медийного образования тесно
связана с экологически ориентированным образованием, созданием
адекватной информационной среды. В основе современной парадигмы образования лежит личностно-ориентированная педагогика, базирующаяся на моральном и интеллектуальном развитии
человека, вовлечении его в разнообразную самостоятельную целенаправленную
деятельность. Эффективность приемов такой педагогики еще более возрастает с
применением ИКТ. Благодаря информационным технологиям и интернет, учащиеся
получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при
этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своей школы
или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать
в телеконференциях. Применение ИКТ в учебном процессе стимулирует мотивацию к
самостоятельной познавательной деятельности учащихся в группах и индивидуально.
Чистая передача знаний перестала
отвечать требованиям времени. Образование, обеспечивающее устойчивое развитие
общества, не может ограничиваться стенами школ и университетов – его следует
понимать как процесс: через систему непрерывного образования - к «пожизненной
учебе»,
- протекающий в активной формирующей среде с широким использованием ИКТ. 2. Украина также подключилась к
стремительному развитию информационных технологий и телекоммуникационных сетей,
к глобальному информационному пространству. В рамках проекта «Инновационный
трамплин» Представительство ООН в Украине (ПРООН) совместно с кафедрой
дистанционного образования Государственного университета
информационно-коммуникационных технологий, Ученым Советом по кибернетике НАН
Украины и Международным центром перспективных исследований в сентябре – декабре
2002 года организовало цикл семинаров «Информационные технологии в
образовании». Цель этих семинаров – определить уровень электронной готовности
системы образования Украины в процессе ее реформирования. В ряде ведущих ВУЗов
Украины возникли Центры дистанционного образования (ДО), а на базе Центра ДО
Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины в июне
2002 года возникла «Академия дистанционного образования». Несколько лет успешно
работает Лаборатория проблем ДО в НТУ «ХПИ» (Харьков). К настоящему времени,
благодаря развитию информационных технологий и телекоммуникаций в стране, внедрение
в Украине дистанционных форм обучения стало не только возможным, но
и необходимым. Последнее следует из: - необходимости
сохранения высокого уровня обучения в учебных заведениях страны путем обмена
опытом (методиками, курсами и т.п.) с ведущими учебными заведениями как в
Украине, так и за ее рубежами;
- появления
большого числа новых учебных заведений разной направленности обучения и формы
собственности, нуждающихся в методической поддержке;
- необходимости
формирования у специалистов потребности в периодическом обновлении объема
знаний или в получении другого образования, в связи с возможной в ходе
реформирования экономики сменой профессии.
Однако уровень развития
и использования ИКТ в системе образования все еще далек от желаемого, особенно
в удаленных от столицы регионах Украины. 3. Информационные технологии изменили суть бизнеса: человек
всегда зарабатывал, изменяя природу, но сегодня все более прибыльным становится
изменение сознания: индивидуального и коллективного. Направление
технологического развития в развитых странах смещается от high-tech к high-hume. Формирование сознания превращается в
выгодный бизнес, все большую роль в принятии решений играют информационные
элиты, что
приводит к снижению роли государства как опоры
современных демократий (с чем оно никак не может согласиться).
Таким образом, хотим мы
того или нет, техническая проблема строительства региональной компьютерной
сети приобретает общественно-политическое звучание. Для Донбасса проблема поиска путей выхода на
траекторию устойчивого развития особенно актуальна. Эта острота
определяется, прежде всего, ролью, которую играет Донецкий регион в
трансформировании и реформировании общественной жизни и экономики в Украине.
Донбасс - старый промышленный центр со значительной массой высвобождаемых в
результате реструктуризации экономики и невостребованных людских ресурсов, с
большим потенциалом частных и гражданских интересов и инициатив. Известно, что устойчивые
общественные и рыночные отношения складываются лишь в атмосфере социального
партнерства, стимулирующей развитие частной и общественной инициативы. Поэтому
создание структур (в т. ч. общественных организаций), мероприятий и средств,
обеспечивающих это развитие, - жизненно важно для Донецкого региона.
Формирование благоприятной социально-психологической и экономико-правовой
среды, условий существования и развития гражданского общества возможно только при
свободном обмене информацией. Таким образом, создание информационной
инфраструктуры (ИИ) является одним из ключевых элементов в системе развития
гражданского общества и поддержки социального партнерства
в регионе. ИИ позволит субъектам
общественной деятельности не только обмениваться информацией, но и
взаимодействовать, получать и передавать оперативную информацию государственным
органам власти и местного самоуправления, регулирующим и контролирующим их
деятельность. Складывающееся информационное поле региона станет, с одной
стороны, фактором формирования положительного имиджа общественных организаций и
стимулирования их деятельности, а с другой - гарантом невозможности для
чиновников "торговать" информацией. И, наконец, в создании и функционировании ИИ
активное участие принимают малые предприятия информационного бизнеса, обычных и
электронных средств массовой информации. Предприятия малого бизнеса
информационного профиля могут быть созданы также на базе сети коммуникаций
закрывающихся предприятий угольной отрасли, на основе их социально-культурной
сферы (испытывающей в результате реструктуризации отрасли большие финансовые трудности). ИИ
позволит не только активизировать частную инициативу и вдохнуть жизнь в
реструктурируемую экономику региона, но даст предприятиям социально-культурной
сферы возможность освоить новые формы деятельности и общественной активности на
основе использования современных информационных технологий, таких, например,
как электронные биржи (товаров, услуг и т.п.) или общественные объединения в
виде компьютерных и информационных клубов. Особое внимание при этом надо
уделить удалённым районам области. Доступ через Интернет и электронную почту к
внешнему миру кладёт конец их изоляции, отставании в развитии, включает в
процесс формирования в регионе гражданского общества.
Степень развития ИИ, увеличение
скорости обмена информацией и плотности информационных потоков, включение в
глобальную компьютерную сеть позволяющее обмениваться опытом и выполнять
совместные с зарубежными партнерами проекты, - базовое условие интеграции
Украины в мировое общественно-политическое и экономическое пространство.
Необходимость общей информатизации в нашей стране подкреплена Указом Президента
"О мероприятиях по развитию национальной составляющей глобальной
информатизации сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в
Украине" № 928/2000 от 31 июля 2000г. 4. Решением бюро Донецкого научного
центра НАН Украины в 1995 г.
была создана Донбасская академическая исследовательская сеть (DARN),
объединившая академические институты и высшие учебные заведения региона с целью
предоставления информационной и организационно-методической помощи членам сети
по развитию системы Интернет в регионе. Благодаря усилиям DARN, уровень
развития сети Интернет в регионе позволяет вести интенсивный информационный
обмен как в Украине, так и далеко за ее пределами. Ведущим провайдером DARN является крупнейшая на востоке Украины
телекоммуникационная фирма АОЗТ «НТЦ ФТИКОМ». Среди других первичных
провайдеров Донецкого сегмента можно назвать: Донецкое отделение Укртелеком,
совместное украинско-американское предприятие ФАРЛЕП-телеком, ДОРИС и др. Перечисленные тенденции развития
региональной системы образования и ИКТ мы учитываем при организации новых форм
обучения в Донецком национальном университете на основе интеграции усилий
ВУЗов, других учебных заведений, академических институтов и ведущих провайдеров
Донбасса в рамках Донецкой областной общественной организации - Ассоциации
Развития Образовательных и Научных Сетей, которая была
создана весной 2001 года (www.desa.donbass.com). 5. Культуральная эволюция человеческого
общества всегда связана с научно-техническим прогрессом и развитием технологий
(не будем касаться в тесных рамках этих заметок анализа типа этой связи).
Сегодня говорят о формировании информационного общества или общества знаний.
Конечно, этот процесс идет неравномерно в разных уголках планеты и различных
областях человеческой деятельности. Тем не менее, направление движения задано и
определяют его ИКТ. Поэтому, в проблеме медийного образования, прежде всего,
выделяется роль информационной среды. Естественно, образовательное пространство
не ограничивается информационной сферой, однако в силу специфики времени
определяющие ее информационные технологии сегодня задают тон в реформировании образовательных систем.
|