В пространстве любого высшего учебного заведения независимо от модели его функционирования
и развития, объективно существуют и взаимно пересекаются такие сферы деятельности, как научная,
образовательная, методическая, административная
и общественная. Сегодняшний уровень науки и техники формирует технологическую
и информационную среду. Можно утверждать, что в современном мире имеет место тенденция
слияния образовательных и информационных технологий, и формирование на этой
основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в
частности, на Интернет-технологиях.
На протяжении трех
последних десятилетий дистанционное образование (ДО) стало одним из важнейших
элементов системы высшего образования многих стран. С одной стороны, это обусловлено
развитием информационно-коммуникационных технологий, а с другой - политикой
правительств этих стран.
Дистанционное образование – новая форма обучения,
идеология которой наиболее точно соответствует принципам современного образования:
"образование для всех" и "образование в течение всей
жизни". Целью образования является создание соответствующих условий для
развития, самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни, а
главной функцией виртуального педагога – создание условий для того, чтобы учебный
процесс стал творчеством личности, которая бы сама осуществляла свое обучение.
Информационная образовательная среда – это совокупность
организационно-педагогических, дидактико-психологических и
информационно-коммуникационных мероприятий, которая должна способствовать
целостному профессиональному, интеллектуальному, культурному, духовному и социальному развитию личности.
Именно web-технологии позволяют реализовать ДО в режиме реального
времени и максимально приблизить процесс обучения территориально отдаленных
студентов к условиям обучения заочной формы и, даже, стационарной. С использованием
Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования
учебной информации. Обучение при этом стало интерактивным, возросло значение
самостоятельной работы студентов. Программное обеспечение должно обеспечивать
возможность выбора учащимися преподавателей, у которых они желают проходить
обучение. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих
ВУЗов по внедрению информационных технологий в
традиционную модель учебного процесса.
На сегодняшний день существует большое количество
программных платформ для организации дистанционного обучения в сети Internet (Moodle, OLAT, ATutor,
Ilias, Claroline, Docebo, Wordcircle, Dokeos),
отличающиеся между собой возможностями, технологиями реализации, защищенностью,
эргономичностью и т. п. Анализ характеристик
систем Moodle, ATutor и Ilias приведен в [1]. Разработанные автором
дистанционные курсы («Физические принципы образования, распространения,
регистрации и анализа звуковых колебаний», «Микроэлектронные усилители специального
назначения») и электронный учебник «Микроэлектронные
усилители измерительных устройств» успешно внедрены в учебный процесс, и
размещены в платформе Moodle Украинского
института информационных технологий в образовании Национального технического
университета "Киевский политехнический институт” и Харьковского национального
университета радиоэлектроники [2-4]. Электронный учебник «Микроэлектронные
усилители измерительных устройств», презентованный Восточноукраинским национальным
университетом имени Владимира Даля был награжден почетным дипломом на XII Международной
выставке учебных заведений «Современное
образование в Украине – 2009».
Программа поддержки
дистанционного образования должна обеспечивать возможность учащимся
использовать в процессе обучения следующий набор основных функций: доступ в электронную
библиотеку ВУЗа, общение с преподавателем (чаты), работа в телеконференциях, консультации,
общение со студентами своей виртуальной учебной группы, доступ к доске объявлений
электронного деканата, доступ к своему личному делу и ряд других. При реализации курсов в системе ДО
следует учитывать: а) качества интеллекта студентов, б) недостаток знаний,
умений, навыков связанных с недоработкой студентами учебного материала,
в) их возможное отрицательное отношение к отдельным дисциплинам (разделам)
курса, г) неадекватную самооценку. В настоящее время продолжают
разрабатываться методики создания электронных учебников, в которых уделяется
внимание вопросам широкого использования мультимедийных технологий, повышения эффективности
тестирующих систем, учета психологических факторов при обучении и др.
На протяжении ряда последних лет в системе
образования Украины проводятся работы по интеграции компьютерных
телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных
исследований (Ukrainian
Research and Academic Network, Electronic Media Resource Centre Ukraine, Ukrainian Distance Learning System, Украинский
институт информационных технологий в образовании НТУУ "Киевский политехнический
институт” и др.).
Стремление объединить систему образования с новейшими информационными
технологиями вызвано желанием сформировать открытое образовательное пространство.
К информационным ресурсам
информационно-образовательной среды системы открытого образования следует
отнести текстовые материалы,
компьютерные обучающие программы, математические модели, мультимедиа продукты
образовательного направления, результаты экспериментальных исследований,
справочные данные и другие, отражающие научную деятельность ВУЗа.
К объективным факторам, влияющим на качество
реализации профессиональных обязанностей преподавателя высшей школы, следует
отнести: 1) систему и уровень подготовки
преподавателя как лектора, организатора занятий, консультанта и экзаменатора;
2) материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
3) профессиональную психолого-педагогическую компетентность преподавателя в работе со студентами.
Основными сторонами, заинтересованными в качественной
работе преподавателей, являются будущие
специалисты – студенты, а также предприятия, в которых будут трудоустроены
выпускники, государство и общество в целом. Общество через спрос на выпускников
на рынке труда доводит до высшей школы свои потребности и контролирует уровень
подготовки специалистов. Престиж университета зависит от того, куда устраиваются
на работу его выпускники.
Сложность разработки средств и методов дистанционного
обучения заключается в том, что средство есть лишь одним из компонентов системы
высшего образования вместе с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами,
методами, деятельностью преподавателей и студентов. Все эти звенья
взаимосвязаны и изменение одного из них обуславливает изменения всех других.
Управление качеством дистанционного учебного процесса – многогранная проблема [5]. Управление качеством в настоящее
время ориентировано только на процесс – разработку учебно-методических
материалов и подбор педагогического состава. Важное место следует отвести вопросам
оценки и контроля качества учебного процесса [5]. Создание адекватной системы управления качеством ДО требует
последовательного решения следующих задач: определение
целей в области качества образования, требований рынка труда и потенциальных
работодателей, разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие виртуального
университета, осуществление контроля, доработка нормативно-правовой базы по
использованию и охране интеллектуальной собственности, создание единого
информационно-образовательного пространства ВУЗов Украины.
Необходимость создания единого информационно-образовательного
пространства ВУЗов продиктована возможностью получения свободного доступа к новейшим
учебно-методическим материалам и максимальным удовлетворением образовательных
потребностей учащихся.
Выполненная работа была отмечена Дипломом института
инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины на I-ом всеукраинском Фестивале педагогических инноваций в
номинации «Инновации в организации
непрерывного повышения квалификации педагогических работников».
Список
литературы
- Воронкін О.С. Організація дистанційних
технологій навчання на основі комп’ютерних інформаційних систем ВНЗ Украины // Электронное издание «Вестник
Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля». №6Е. – Киев:
Нац. библиотека Украины им. В.И. Вернадского, 2009. – Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/e-journals/Vsunud/2009-6E/09vosnzu.htm.
- Воронкін О. С. Фізичні принципи
утворення, розповсюдження, реєстрації та аналізу звукових коливань [Электронный ресурс] : дистанц. курс
/ Алексей Сергеевич Воронкин. – 30,5 MB.
– Киев: УИИТО НТУУ "КПИ”, 2009. – Режим доступа: http://moodle.udec.ntu-kpi.kiev.ua/moodle/course/view.php?id=111.
- Воронкін О. С. Мікроелектронні
підсилювачі спеціального призначення [Электронный ресурс] : дистанц. курс / Алексей Сергеевич Воронкин. – 13,8 МВ. –
Харьков: Центр технологий дистанционного образования Харьковского нац. ун-та
радиоэлектроники, 2009. – Режим доступа:http://www.dl.kture.kharkov.ua/ course/view.php?id=1335.
- Воронкін О.С. Мікроелектронні
підсилювачі вимірювальних пристроїв [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Алексей Сергеевич
Воронкин. – 8,2 МВ. – Киев: УИИТО НТУУ "КПИ”, 2008. – Режим доступа: http://moodle.udec.ntu-kpi.kiev.ua/moodle/course/view.php?id=83.
- Кузьмичев В.С. Стратегия формирования в Самарском
государственном аэрокосмическом университете внутривузовской системы управления
качеством образования / В.С. Кузьмичев, В.А. Колпаков, А.М. Ланский, В.Н. Самсонов
// Мониторинг качества образования: Вестн. учеб.-метод. совета Самар. гос.
ун-та, 2006. – С. 14–18.
Источник: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2010/C01/V1/038.pdf |